В Лазареву субботу митрополит Александр совершил Литургию в Матронинском храме Иверско-Серафимовского монастыря Алма-Аты
- 11.04.2020, 12:12
- Богослужения
11 апреля 2020 года – Лазарева суббота – праздник Воскрешения Господом Иисусом Христом праведного Лазаря Четверодневного.
Богослужение, совершаемое в субботу Лазареву, имеет некоторые уставные особенности: исполняются песнопения, являющиеся непременной частью воскресного всенощного бдения: поются тропари «Ангельский собор удивися», «Воскресение Христово видевше», «Свят Господь Бог наш». Вместо Трисвятого на Литургии поется крещальный гимн: «Елицы во Христа крестистеся...», в воспоминание древней традиции крещения в этот день оглашенных. Суббота Лазарева – это день, когда «прежде страстей» Христовых, и еще прежде Его восстания верующим открывается тайна Воскресения Христова в воскрешении Лазаря.
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную Литургию в храме во имя блаженной Матроны Московской Иверско-Серафимовского женского монастыря города Алма-Аты.
В храме на аналое возлежала икона «Воскрешение праведного Лазаря» с частью камня от его гробницы в Вифании.
За Литургией архипастырь вознес сугубые молитвы об избавлении Казахстана от распространения губительной инфекции.
По завершению богослужения митрополит Александр преподал свое благословение всем православным казахстанцам, пребывающим в вынужденной самоизоляции из-за соблюдения карантинных мер.
«Сегодня в церковном календаре особая суббота – суббота перед Вербным воскресеньем, именуемая Лазаревой. В этот день мы, «душеполезную совершившие Четыредесятницу», призываемся Церковью вспомнить чудо воскрешения Христом своего друга – праведного Лазаря. Это событие Святая Церковь прославляет как доказательство Божественной силы Господа нашего Иисуса Христа, и вместе с тем, уверение Его человеческой природы. Внимательно вслушиваясь в сегодняшнее евангельское повествование, мы видим во Христе Его Богочеловечество: две природы, два действа, два хотения. Как Бог всеведущий Он возвестил ученикам Своим о смерти Лазаря, не быв уведомлен об этом. Как истинный человек Иисус Христос пришел в Вифанию, где жил и умер Лазарь, и видя сестру умершего друга своего рыдающую и пришедших с нею плачущих, Он Сам прослезился, и как незнающий спросил: «где положисте его?» Как истинный Бог, Спаситель после краткой молитвы к Отцу Небесному всемогущим словом своим воскрешает Лазаря на четвертый день по смерти его, избавляя от мрака смерти и тления. «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже...». Для христиан воскрешение Лазаря стало залогом того, что Бог способен воскресить и всех иных умерших людей, это подтверждение, уверение всеобщего воскресения. Празднуя Лазареву субботу, мы с вами исповедуем всем сердцем веру в жизнь будущего века, которая ожидает каждого из нас. Мы торжествуем начало победы над смертью, небытием и разрушением. Победа Христа над смертью – это не только духовная, но и физическая реальность. Господь Иисус действительно воскрес телом ради спасения всех людей. С Его воскресением смерть потеряла свой необратимый характер, и для уверовавших во Христа стала рождением в вечную жизнь, дверью, открывающей путь к Небу, к Царству Божию. Укрепляемые осознанием этой истины, мученики за Христа дерзновенно и мужественно встречали любые испытания и скорби. Яркий пример веры в Господа и упования на жизнь будущего века явили нам чада Церкви, бесстрашно принявшие страдальческие венцы в годы гонений на святое Православие в прошлом столетии». Из проповеди митрополита Александра.
Лазарева суббота занимает особое место в жизни митрополита Астанайского и Казахстанского Александра.
В 1989 году, в бытность епископом Костромским и Галичским, владыка инициировал процесс возвращения Русской Православной Церкви архитектурного комплекса Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря в городе Костроме. Эта древняя обитель – историческая и культурная жемчужина России – основана по преданию татарским мурзой (вельможей) Четом, первоначальником рода Годуновых, в 1330 году на месте явления ему Пресвятой Богородицы с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским.
Возрождение монашеской жизни в стенах обители началось с восстановления в подклете Троицкого собора небольшой церкви, посвященной Лазарю Четверодневному, епископу Ктийскому. В Лазаревской церкви находились гробницы Костромских архипастырей: епископа Дамаскина (Аскаронского; †16 июля 1769), епископа Виталия (Щепотова; †29 января 1846) и епископа Александра (Кульчицкого; †16 декабря 1888). Именно в храме праведного Лазаря первая братия возрожденной обители совершала Божественные Литургии и монашеское молитвенное правило.
Процесс восстановления исторической справедливости потребовал многолетних усилий. В поддержку позиции Костромской епархии приходили сотни писем, в том числе, от выдающихся деятелей отечественной культуры А.Ф. Ведерникова, Е.В. Образцовой, Н.С. Михалкова, многих других. Десятки тысяч костромичей и гостей города поставили свои подписи под обращениями с просьбой возродить обитель как подлинный духовно-культурный центр.
В конце 2004 года на основании распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом России (555-р от 30.12.2004 г.) в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина (Пр-2316 от 20.12.2003 г.) состоялось возвращение ансамбля Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря Русской Православной Церкви. 27 мая 2006 года распоряжением Правительства России (762-р) комплекс Ипатьевской обители был передан Костромской епархии в собственность.
Посещая в мае 2005 года возрождаемую обитель, глава Российского государства В.В. Путин оставил такую памятную запись: «Ипатьевский монастырь занимает особое место в истории Отечества и Православия. С его возрождением будет связано и возрождение России».
Ипатьевский монастырь является не только выдающимся памятником духовной культуры и церковной истории, но и особым местом в летописи становления российской государственности, хранящим воспоминания о начале трехсотлетнего исторического пути царственного дома Романовых. До скорбных событий ХХ века этот древний монастырь являлся духовно-административным центром Костромской епархии, внесшим неоценимый вклад в сокровищницу национального духовно-культурного достояния. Здесь, у святынь обители, перед чтимой Ипатьевской иконой Божией Матери - чудотворным списком с Тихвинского образа Пресвятой Богородицы - возносили свои молитвы российские самодержцы и великие князья. Путь к полному возвращению Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря Церкви, историческому и законному владельцу обители, был долгим и непростым. Его успешное завершение стало свидетельством плодотворности новых церковно-государственных отношений.
Трудами митрополита Александра в 2004 году в стенах Ипатьевской обители был воссоздан Церковный историко-археологический музей Костромской епархии, ставший первым в России уникальным научным и культурным проектом. Первым начинанием музея стало проведение, совместно с Государственным Историческим музеем и музеями Московского Кремля, выставки «Костромские святыни», посвященной 260-летию учреждения Костромской епархии. В экспозиции музея представлены редкие экспонаты – памятники церковной древности, некогда принадлежавшие храмам и монастырям Костромской земли, дары и вклады царских Домов Годуновых и Романовых. По мнению научного сообщества, этот музей имеет важное значение для развития исторической науки и служит более глубокому осмыслению выдающегося вклада Русской Православной Церкви в сокровищницу мирового духовно-культурного наследия.