Глава Казахстанского Митрополичьего округа освятил часовню во имя мученика Уара в Усть-Каменогорске
110 лет учреждения и 15 лет возрождения Иверско-Серафимовской обители молитвенно отметили в Алма-Ате. Торжества возглавил митрополит Астанайский и Казахстанский Александр
«Приидите, возвеличим Христа, с вайями и ветвьми»
Глава Православной Церкви Казахстана совершил заупокойное богослужение по приснопамятному митрополиту Никодиму (Ротову)
Как быть, если столкнулся со строгим батюшкой?

Так уж вышло, что мне самой пришлось столкнуться с очень-очень строгим батюшкой всего один раз на заре воцерковления. Тот скоротечный разговор просто убил меня, честное слово. Спустя некоторое время, когда я воцерковилась, нет-нет, а  возникала мысль: «Эх, попадись мне тот батюшка сейчас, уж я бы ему смогла дать отпор».

Не так давно стразу двоим моим знакомым посчасливилось столкнуться со строгими батюшками.

История первая произошла с молодой женщиной и мамой. Мы с ней познакомились, как водится всем молодым мамам, на детской площадке. Через некоторое время, узнав, что мы довольно часто ездим на Литургию, она стала осторожно расспрашивать меня о том, что такое исповедь, Причастие, как нужно вести себя  в храме. Оказалось, что бабушка водила ее в храм, только это было так давно, что моя знакомая помнила происходящее на службе только в общих чертах, да и бабушка мало что ей могла рассказать. Спустя, наверное, несколько месяцев таких расспросов она подошла ко мне с просьбой рассказать ей, как подготовится к Причастию. Я подробно ей все рассказала, дала маленький молитвослов и, признаюсь честно, очень переживала за нее. Дело было за пару недель до начала Великого поста и в воскресенье Мария отправилась в близлежащий храм и … тамошний священник, как следует отругав ее за нерадение в Вере и непосещение храма, не допустил ее к Причастию. И напоследок сказал, что причащаться она придет только после того, как выдержит весь Великий пост. Пищевой пост ей надлежало держать по общеизвестным правилам, которые и для воцерковленного-то человека бывают неподъемны. Моя знакомая выглядела подавленной, поскольку наличие маленького ребенка и мужа, который поститься не собирался, существенно усложняли ситуацию.

Я тоже попала в очень сложную ситуацию. Никак не могла решить, стоит ли советовать пойти в другой храм и к другому священнику, можно ли после наставлений священника советовать поститься «в пол-силы» и так оказать моральную поддержку человеку, который решил причаститься и его не допустили к Чаше?

К счастью, эта история закончилась хорошо. Мария какое-то время постилась, потом она поехала по каким-то делам к своей маме в соседний город. Там она зашла в церковь. Наверное, кто-то кроме меня нашелся и подсказал ей, как поступить в ее ситуации. Местный батюшка очень тепло ее встретил, исповедовал, причастил, а после еще и позвал петь в их хоре. Теперь она регулярно возит дочку к Причастию и просит меня напоминать о больших православных праздниках.

Вторая ситуация сложилась с уже давно воцерковленными родителями. Их сыну исполнилось три года и священник храма, постоянными прихожанами которого они являются, категорически запрещает детям с трех лет не только завтракать перед Причастием, но и даже пить воду. Ранней литургии в храме нет, а  мальчик встает рано и  требует от родителей накормить его. Несколько раз они пытались привести его в храм голодным, но после эти попытки оставили, ребенок не причащается несколько месяцев.

Маму этого мальчика волнует моральный аспект этого вопроса: можно ли сознательно нарушить запрет священника, пойти в другой храм и там причастить ребенка без скандалов, слез и криков, напоив его предварительно? Ведь, не секрет, что довольно многие священники сами рекомендуют кормить детей с утра, особенно если те просят поесть.

Очень бы хотелось узнать мнения как мирян, так и священников по такому вопросу: когда строгость в отношении к прихожанину в храме оправданна, а когда нет? Стоит ли священнику во всех случаев придерживаться одних и тех же принципов? И как поступать тем, кто столкнулся с очень строгим батюшкой, принимать ли ситуацию или искать совета другого священника?

Спасибо!

 

Отвечает протоиерей Александр Суворов:

 

Православие в Казахстане: Вопрос священнику.

Интересный вопрос задан насчет «строгих батюшек». В богословии есть понятия «акривии» и икономии».  Это два разных подхода. Точнее противоположных. Акривия является строгим неукоснительным и бескомпромиссным следованием церковным понятиям. Икономия - это понятие, связанное с принятием некоторых компромиссов, проявления снисхождения к человеческой немощи, и к тем часто запутанным историческим и церковным ситуациям, которые сложились в связи с нашей греховной человеческой природой.

Люди находят себе духовников конечно же добровольно. Самое важное, чтобы у прихожанина было доверие к своему пастырю духовному, внутренняя гармония с его точкой зрения. В Евангелии есть замечательные слова, где Господь цитирует пророка Осию: «милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений.» (Ос.6.6) Поэтому, конечно следует проявлять снисхождения к естественным человеческим немощам, - подчеркну, - не страстям, а немощам. Не стоит никого осуждать, - возможно эти пастыри также строго относятся к своей супруге и детям, - возможно они искренни, - только вот если тяжело подобное вместить, - не следует налагать на себя неудобоносимые бремена, - следует поискать другого священника. Однако этот совет не будет верен, если духовник совершенно справедливо отстранил свое духовное чадо от Таинства, а «чадо», не желая быть в послушании, идет к другому священнику.  Повторюсь, - для того, чтобы налагать епитимии, - между священником и духовным сыном (дочерью) должны сложиться отношения почти духовного родства и доверия. А пока этого нет, - свойственно и нормально находиться в состоянии поиска.

Но вот если между духовником и его чадом с многолетним опытом наставничества сложилось непонимание, - этот вопрос совершенно другого порядка, - необходим анализ как и наставничества, так и собственной духовной жизни человека. Значит что-то делали неправильно. Оба. Но в любом случае ответ дает сердечная молитва и чтение Священного Писания. Особенно в этом случае полезны Апостольские послания.