Поминальная суббота Великого поста. Митрополит Александр совершил Литургию в Никольском соборе Южной столицы
- 18.03.2023, 11:55
- Богослужения
18 марта 2023 года – суббота 3-й седмицы Великого поста; великопостное поминовение усопших; празднование в честь обретения мощей благоверного князя Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев.
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную Литургию святителя Иоанна Златоуста в Никольском соборе Алма-Аты.
Главе Казахстанского Митрополичьего округа сослужили: благочинный приходов Южной столицы, настоятель Никольского собора протоиерей Валерий Захаров; ключарь Никольского собора протоиерей Игорь Светличный, протоиерей Владимир Волков, иеромонах Викторин (Асеев), руководитель личного секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий), заместитель председателя епархиальной комиссии по социальному служению иерей Вячеслав Исиков, руководитель административного секретариата Главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров, заведующий заочным отделением Алма-Атинской православной духовной семинарии иерей Даниил Бобылев; протодиакон Николай Гринкевич, руководитель службы протокола митрополита протодиакон Роман Головин, протодиакон Владимир Сыровацкий, иеродиакон Афанасий (Козел), диакон Иоанн Чуркин, диакон Александр Воронин.
Литургические песнопения исполнял обиходный хор Никольского собора под управлением О. Соломоновой.
За богослужением молились: сотрудники Алма-Атинского епархиального управления во главе с секретарем Митрополичьего округа, Заслуженным деятелем искусств России О.Н. Овчинниковым; воспитанники Центральной воскресной школы, благотворители собора.
Была совершена молитва о восстановлении мира, чтомая во всех храмах Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
За Литургией совершалось поминовение почивших казахстанских иерархов, пастырей и монашествующих, вождей и воинов на поле брани жизнь свою за веру и Отечество положивших, всех в годину лютых гонений от безбожников умученных и убиенных, от голода, холода, ран, болезней и непосильных работ скончавшихся, и всех православных христиан.
Проповедь после запричастного стиха произнес иерей Георгий Сидоров.
В завершение богослужения состоялось славление Почаевской иконе Пресвятой Борогодицы. При пении праздничного тропаря находящийся над царскими вратами Никольского храма Почаевский образ Царицы Небесной был спущен на особых ремнях на аналой. Митрополит Александр и священнослужители совершили поклонение чтимой иконе, после чего Глава Митрополичьего округа обратился к собравшимся со словом поучения, в котором рассказал о важности поминовения усопших.
Далее была совершена панихида по всем «от века и до дне сего скончавшимся православным христианам».
«Церковь имеет великую силу, необыкновенную власть, дарованную ей Богом, изменять участь умерших ее чад. Мы приносим в храм записки с дорогими нашему сердцу именами, усердно молимся об оставлении вольных и невольных грехов «прежде нас живших и скончавшихся сродников и ближних наших», подаем просфоры, из которых в самом начале Литургии, во время Проскомидии на святом жертвеннике вынимаются частицы. И во время Божественной службы настает очень важный, духовно значимый момент – все эти частицы погружаются в чашу с Пречистой и Животворящей Кровью Господа Иисуса Христа. При этом произносится молитва: «Отмый Господи грехи всех зде поминавшихся Честною Твоею Кровию молитвами святых твоих». Об этом священнодействии свидетельствует святитель Иоанн Златоуст: «Святые апостолы не напрасно установили обычай поминовения наших скончавшихся о Господе близких во время Таинства святой Евхаристии. Святые апостолы учредили это, поскольку знали, что эти молитвы приносят умершим многий прибыток и многую пользу». Наши сродники, близкие и знаемые, имена которых написаны в поминальных записках, получают благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на Престоле бескровной Жертвы. Те праведники, которым по особенному Божественному промышлению были открыты тайны загробной жизни, свидетельствуют, что величайшего утешения и неизреченной радости сподобляются души усопших, когда проливается за них церковная молитва, приносится Бескровная Жертва святой Евхаристии». Из проповеди митрополита Александра.