В праздник апостолов Петра и Павла в городе Петропавловске, отмечающем свое 270-летие, состоялся самый большой крестный ход Казахстана
В праздник Рождества Предтечи Господня Иоанна и неделю Всех русских святых митрополит Александр совершил Литургию в главном храме Астаны
В отдание Вознесения Господня и день памяти праведного Иоанна Кронштадтского митрополит Александр совершил Литургию в алма-атинском храме в честь Собора Пресвятой Богородицы
Митрополит Александр совершил Литургию Преждеосвященных Даров в домовом храме митрополичьей резиденции в Алма-Ате
10 самых часто задаваемых вопросов о Великом Посте

На вопросы посетителей сайта отвечает руководитель информационного отдела Казахстанского Митрополичьего округа протоиерей Евгений Иванов.

 

Отец Евгений, зачем вообще нужен пост? В чем заключается смысл поста?

Очень много написано и сказано доброго и хорошего о посте. Сказать новое и интересное весьма сложно. Но попробуем. Порой создается впечатление, что пост начинает восприниматься исключительно как состояние некоего подвига, преодоления всего земного и плотского. А на самом деле пост – это самое, что ни на есть, естественное, нормальное состояние человека. Не переедать, не лениться, не раздражаться и не скандалить по пустякам, уделять внимание семье, а не интернету или телесериалам, читать серьезные книги – это ли не норма жизни? Так что, когда мы начинаем поститься, происходит возврат к человеческой жизни, разнообразной и полноценной. Наконец то, вдохновляемые Церковью, мы чувствуем вкус подлинной христианской свободы, заключающейся в освобождений от привычек, комплексов и страстей. Время, которое тратится на пустяки и суету мы стремимся в эти дни отдать Богу и ближнему, а дальше закрепив этот навык важно сделать его нормой.

Как поститься новоначальному? С чего начать, если нет ни опыта, ни человека, который мог бы дать дельный совет?

Есть понятие «Царский путь». Главное для новоначальных, да и не только, не перепоститься и не перемолиться. Бывает так, что бодро начав пост, уже после первой недели начинается усталость, а затем и отвращение. И ни молиться, ни поститься больше не хочется. Значит, выбрана не та мера поста, не тот объем молитвенного правила. Начать надо не с «сухоядений» и «неядений», а с исключения из рациона мясо-молочных продуктов, яиц, а в Великий пост и рыбы. И все, достаточно. А «варение с елеем» или «без елея» это особенности монашеского устава. Это – внешняя оболочка поста. Следующим шагом должно стать ежедневное исполнение утреннего и вечернего молитвенного правила. Не на ходу, не с зубной щеткой во рту или чашкой чая в руке, а как полагается – у икон, с затепленной лампадой, не спеша и внимательно. Хорошо совершать вместе с молитвенным правилом и молитву преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» с поклонами. Те, кто не читал Евангелия и Посланий апостольских, следует начать это благое и необходимое для души делание. Опять же не по многу, по главе, по пол главы. А людям, у кого чтение Писания уже прочно вошло в практику, следует читать его внимательней и глубже, привлекая толкования святых отцов. Еще один совет: в дни поста очень полезно часто посещать храм, молиться, привыкать к общественному богослужению, погружаться в молитвенную атмосферу.

Важно понять, а что мне мешает нормально жить, общаться с Богом и людьми. Бывает такое, человек жалуется на раздражение, сознается: «Ой, я такой/ая раздражительный/ая! Ну, не знаю, что и делать, все раздражает». Казалось бы, вот и готово, грех обличен – ходи теперь, и не раздражайся. Но само по себе раздражение, это еще не грех. Это – симптом глубоких душевных травм (например, уязвленного самолюбия или властолюбия). Точно так же с унынием, завистью и прочими грехами и дурными поступками. Пост дает возможность увидеть себя в свете евангельской правды.

Отец Евгений, расскажите, как поститься беременным, кормящим женщинам.

Физический пост в полной мере здесь не уместен. Сам по себе факт ухода за младенцем, его кормление, бессонные ночи у его кровати и т.п. несут в себе свойства физического поста. Поэтому сосредоточиться стоит на посте духовном. Вместо сериала включить, например, аудиозаписи с чтением житий святых, укачивая малыша, спеть ему молитвы, а в свободную минуту совершить краткую, но искреннюю молитву. Оградить свои уста и уши от сплетен с подружками. Сдержать свои упреки по отношению к ленивому мужу.

Стоит ли поститься человеку, имеющему хронические заболевания?

Все индивидуально. Если у человека тяжелые степени сахарного диабета или обострилась язва желудка, то понятно переходить на хлеб и воду не стоит. Предлагаю щадящий вариант: исключить мясо, а молочные продукты употреблять как лекарство, без изысков. Кушать торт, мороженое и сливочную помадку, ссылаясь на хроническую болячку, согласитесь, как-то странно. Творог – да, но не глазированные творожные сырки со сгущенным молоком. Если врачи будут настаивать на употреблении мяса, можно поесть и его. Опять же, как лекарство. Не думаю, что доктор в качестве терапии прописывает пациенту-панкреатитчику шашлык или манты с бараниной и курдючным салом.

Расскажите, пожалуйста, стоит ли во время Великого Поста вводить ограничения в еде для детей? Каким должен быть детский пост и в чем его отличия от взрослого?

Принцип такой: сами постимся, можно и детей приучать, а если сами не держим пост, то и детей как-то ограничивать нельзя. Пост для детей может заключаться, например, в отказе от лакомств и сладостей. При этом надо ребенку объяснить, зачем и почему мы это делаем. Поговорить о сострадании Христу, предложить деньги, которые могут быть потрачены на шоколадку или новую игрушку пожертвовать детям-сиротам или одиноким старикам. Что касается воздержания от мяса, то можно, например, начать, со страстной пятницы, и каждый год прибавлять по несколько дней настоящего, взрослого поста. Дай Бог, в пост попытаться переключить своих детей с виртуального мира на реальный, а для этого сами взрослые должны стать более внимательными и открытыми для своих чад. Практика показывает, что очень хорошо воздействует на ребенка участие в общей молитве со взрослыми.

Отец Евгений, давайте поговорим о молитвенном правиле постящегося? Каким оно должно быть?

Те, кто не молился вообще, начните читать часть молитвенного правила, изложенного в молитвослове. Утром: начальные молитвы (Царю Небесный, Трисвятое, Пресвятая Троице, Отче наш), 50-й псалом, Символ веры, одну молитву Господу (там несколько кратких имеется, на выбор; например «Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою…»), краткую молитву Богородице и Ангелу-Хранителю. Займет такое правило минут 15. Вечером: начальные молитвы, молитва Богу Отцу «Боже вечный», Пресвятой Богородице «Благаго Царя Благая Мати» и Ангелу-Хранителю «Ангеле Христов, хранителю мой святый». Также к новоначальным обращаюсь с советом, постарайтесь за время поста выучить некоторые молитвы наизусть. И еще очень важно читать молитвенное правило осознанно. Найдите, пожалуйста, переводы непонятных церковно-славянских слов и выражений, и на досуге разберите смысл читаемого за правилом. Это касается всех, и новоначальных, и христиан со стажем.
Особо усердным рекомендую прочитывать кафисмы из Псалтири. Богослужебный устав предполагает, что за неделю (с воскресенья вечера до субботы) прочитывается Псалтирь дважды. Можно действовать в соответствии с таким правилом, можно ограничиться одной кафисмой в день. И молитва преподобного Ефрема Сирина несколько раз в день (дома с поклонами, а на рабочем месте мысленно, чтобы не пугать сослуживцев резкими телодвижениями).

Отец Евгений, правда ли, что во время Великого Поста не читают акафисты?

Акафист – радостно-торжественная песнь, а поэтому все-таки лучше отложить такие молитвенные произведения на другое время. Единственный акафист, который исполняется в Великий пост, это – акафист Пресвятой Богородице «Радуйся, Невесто неневестная» в субботу 5-й седмицы.

На сайте часто спрашивают, можно ли в пост смотреть фильмы или читать художественную литературу, есть ли ограничения в выборе авторов?

Прежде чем начать просмотр какого-либо фильма, передачи или открыть книгу, зайти на какой-то сайт, нужно спросить себя: «А чего я хочу получить от этой информации? Для чего мне это?». Ответ: «Ну, просто так», - не годится. Всегда есть смысл (смыслы) и цели (цель). Давайте попробуем, хотя бы в пост, отвергнуть все ту информацию, что не приносит нам пользы. Уберем лишний информационный шум-гам из головы. Эффект удивит. Мозги работать начнут совершенно по-другому, а точнее правильно. Память восстановится процентов на 80, точно. В пост нельзя читать те книги и смотреть те фильмы, которые нельзя смотреть и читать христианину в целом и общем. Что касается каких-то особых книг, то можно потрудиться над аскетической литературой, осилив за пост (аккуратно и не спеша) «Лествицу», «Добротолюбие», «Поучения аввы Дорофея», «Невидимую брань» Никодима Святогорца, отечник святителя Игнатия (Брянчанинова), а также другие книги этого святого. Полезно будет узнать о святых и подвижниках, которые являются близкими к нам по времени. Говорю, прежде всего, о новомучениках и исповедниках.

А как насчет спорта? Стоит ли постящемуся принимать участие в спортивных мероприятиях и смотреть спортивные передачи?

Если спорт является частью профессиональной деятельности, то куда тут деваться. Придется принимать участие в мероприятиях. А вот просто так, ради «интереса», то надо все отложить на послепасхальное время. Это касается как личного участия, так и просмотра по телевидению. Физические упражнения (зарядка, гантели, велосипед и т.п.) хороши всегда, хоть в пост, хоть не в пост. Это просто полезно и даже необходимо.

Как быть, если члены семьи (муж, жена или родители) против соблюдения поста?

Вести долгие и упорные переговоры со своими родными и близкими, не забывая при этом что они – ваши родные, а не гестапо или полпотовский режим. Надо чтобы близкие поняли, что пост – это не ваши добровольные похороны, а полезное явление, которое сделает всю вашу (да и их) жизнь лучше. Нужно молиться за наших родных, чтобы и их коснулся свет Христов. Зачастую мы сами являемся причиной неприязни наших религиозных проявлений нашим окружением – становимся в дни поста гневливыми или тоскливыми. Ну а кому понравятся маниакально-депрессивные аккорды в поведении, усиливающиеся с каждой седмицей Четыредесятницы. Пусть наши близкие увидят свет Пасхи в наших глазах, радость от ожидания встречи с Господом в таинствах Исповеди и Причащения.