В неделю по Рождестве Христовoм митрополит Астанайский и Казахстанский Александр возглавил Литургию в Вознесенском кафедральном соборе Алма-Аты
Пять архипастырей Православной Церкви Казахстана были возведены в сан архиепископа
Начался архипастырский визит Главы Православной Церкви Казахстана в Костанайскую епархию
Студенты Алма-Атинской духовной семинарии посетили Государственный музей искусств имени А. Кастеева
Собор в честь иконы Божией Матери «Казанская», город Алма-Ата
  • 050019, ул. Халиулина, 45А.
  • (+7 727) 234-48-24.

 

Историческая справка

 

Два события истории Семиреченского края, совпавшие по времени с днями памяти Казанской иконы Божией Матери, послужили причиной освящения Малостаничного храма в Ее честь и память: основание Алма-Атинской станицы 8 июля 1853 года и изгнание из края кокандцев 22 октября 1860 года.

Точных данных о годе постройки первой церкви не сохранилось.

25 ноября 1864 года казаки Большой и Малой Алма-Атинских станиц (ныне – Алма-Ата) собрались на общественный сход рассудить о капительном ремонте прихода. Он образовался из молитвенного дома и в первоначальной постройке не имел достаточной прочности. Сход постановил снести ветхую колокольню, укрепить фундамент, перестелить крышу и полы, оштукатурить стены и потолок, что и было сделано.

При землетрясении 1887 года церковь пострадала лишь частично (более – во время этого природного явления на Рождество 1911 года).

В 1897 году казаки Малой станицы постановили благоустроить свой храм, так как он пришел в совершенное разрушение и «по тесноте своей не соответствовал числу прихожан». Но средств на постройку станичное общество не имело, поэтому летом того же года они ходатайствовали через епископа Ташкентского и Туркестанского Никона (Богоявленского) о пособии на возведение здания из казны.

Приход строился по проекту известного русского архитектора М. Брусиловского почти 10 лет – с 1889 по 1898 год. Освящение совершил епископ Ташкентский и Туркестанский Аркадий (Карпинский) в 1901 году. Богослужения ведутся с 1898 года.

В годы гонений от рук безбожников пострадали многие священники храма. Недавно, во время проводимых реставрационных работ к 100-летнему юбилею прихода старожилы Малой станицы Владимир Матронин и Валентин Новвиков указали, что у паперти северного придела до самого закрытия церкви стоял белый крест. Поскольку захоронение у входа в Дом Божий неуместно, резонно предположить, что крест поставлен на месте страшной гибели священника, который в 1919 году был облит бензином и сожжен. Другой священнослужитель был привязан к лошади и растерзан о камни Ташкентского тракта. Ныне есть основания считать, что это были новомученики братья Парфений и Василий Красивские.

Моментом гонений на православие, хронологически совпадающим с разрушением единства церкви, было кощунственное, беззаконное закрытие и разрушение тихоновских храмов. В сводке Джетысуйского отдела ГПУ за май 1925 года сообщается, что в Малой станице разоблачена группировка активных тихоновцев, против которых приняты решительные меры.

В 1925 году на месте бывшей монастырской заимки (ныне – холодный ключ в районе поселка Заря Востока) скрывалась большая группа активных тихоновцев, которых духовно окормлял священник Казанского прихода Евфимий Круговых. Внучка отца Евфимия Муза Георгиевна (ей в то было время 8 лет), рассказала: «Большой группой мы пошли на бывшую монастырскую заимку, так как прибывший к нам с печальными известиями пожилой казак сказал: «многих там погубили безбожники». Мы увидели пятерых повешенных мужчин, среди них дедушка, а еще пятеро были расстреляны и порублены шашками». Ценой жизни 10 человек храм удалось отстоять. В церкви остался один настоятель, но ему довольно часто сослужили иерей из Тастака Яков Якушев и оставшиеся без места, но не примирившиеся с обновленчеством, протоиереи Михаил Ковалев и Александр Хлебников.

В конце 1925 года небольшая группа иерархов, придерживавшаяся тихоновской ориентации, но выступавшая против патриаршей формы правления, а, следовательно, и против патриаршего местоблюстительства митрополита Сергия, создала новый орган церковного управления – Временный высший церковный совет во главе с архиепископом Екатеринбургским Григорием (Яцковским). Местные григорианцы – священники Коржов и Бударин с прибывшим в город архиепископом Константином (Крошевичем) подали иск в Алма-Атинский Горсовет о передаче им Казанского храма, но им был передан Введенский.

28 ноября 1928 года народный комиссар внутренних дел КазССР Панков выслал в административный отдел Алма-Атинского окружного исполкома предписание о закрытии прихода. А 7 декабря в НКВД была послана ответная депеша с тем, что вопрос о закрытии Малостаничной церкви не возбуждался, за исключением нескольких заметок в газетах, и приход закрыть они не могут.

В 1929 году в Алма-Ату начали ссылать духовенство. Казанский храм приютил у себя четыре обездоленные семьи, разделив с ними хлеб, собранный со своего участка и данный прихожанами за исполнение треб. Власти обвинили настоятеля церкви отца Димитрия Поливкина в укрывательстве излишков хлеба и агитации прихожан против закрытия Малостаничного прихода и опубликовали это в прессе. Отец Димитрий был приговорен к 1,5 годам тюремного заключения и дополнительной сдаче 50 пудов зерна. Но за свое смирение и труд был освобожден досрочно через 8 месяцев.

10 декабря 1032 года был арестован, затем осужден и погиб в Карлаге служивший в те годы в Казанском храме епископ Алма-Атинский и Казахстанский Герман (Вайнберг).

7 января 1934 ода в Малостаничный Поссовет отправлено письмо с грифом «секретно» с предложением передать церковь под школу, а так как до этого от общины поступало много жалоб по этому вопросу, посчитали необходимым ускорить закрытие. И здание передали под культурно-просветительские нужды.

Настоятель прихода отец Димитрий Поливкин вместе с матушкой были обвинены в агитации против участия в выборах в советы. Они были осуждены еще до закрытия храма, но ввиду преклонного возраста и критического состояния здоровья батюшка был освобожден и скончался зимой 1934 года, похоронен на территории церкви. Матушка умерла в 1938 году.

Второй священник, Иоанн Дружинин, бывший сослужителем настоятеля с 1927 года, вернулся из заключения и ссылки в Алма-Ату только в 1950 году.

22 марта 1934 года храм был опечатан. Почти сразу здание передали под клуб колхоза «Луч Востока».

В отличие от других городских церквей, Казанская никогда не становилась обновленческим.

Ее вернули верующим только 16 декабря 1944 года. Ее освятил временно управляющий Ташкентской и Туркестанской епархией архиепископ Кирилл (Поспелов).

26 октября 1945 года в Казанском храме начал свое служение священноисповедник Николай, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский. Здесь очень любил служить и почитаемый верующими казахстанцами митрополит Иосиф (Чернов).

В 1953 году к основному зданию был пристроен придел в честь великомученика Георгия Победоносца.

Современное положение

После 1991 года на протяжении нескольких лет в соборе проводились ремонтные и реставрационные работы. Силами настоятеля и прихожан были поставлены новые несущие конструкции, изменены внутренний и внешний виды.

На территории расположен некрополь для погребения усопших священнослужителей.

При приходе действует воскресная школа.

 

Книга «Казанский собор города Алма-Аты»

 

Книга «Казанский собор города Алма-Аты»  По благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра общественным фондом «Апостол» во главе с президентом Г.Г. Сосновским выпущена в свет книга-альбом «Казанский собор города Алма-Аты». Издание посвящено исторически и духовно значимой дате – 20-летию учреждения Казахстанского Митрополичьего округа.
В подготовке книги принимали участие: настоятель Казанского храма протоиерей Сергий Хмыров и клирик Казанского храма иерей Георгий Рублинский, руководитель информационно-издательского отдела Митрополичьего округа протоиерей Евгений Иванов, сотрудники фонда «Апостол» – Н.Ю. Иващенко, А.А. Зубов, А.В. Гузева, А.Г. Логинова, член союза журналистов Казахстана О.А. Танская. Над книгой трудился известный казахстанский дизайнер и книгоиздатель Серик Есентаев. О современной жизни собора и его реставрации повествуют циклы фотографий К. Оспанова, И. Буренина и А. Щеглова. Издание украшают иллюстрации талантливого алма-атинского художника Станислава. Хорликова.
Работа над книгой-альбомом осуществлялась в течение года. Издание рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся историей и культурой Казахстана. Издание содержит уникальные архивные материалы и редкие фотографии, исследования историков и краеведов и воспоминания очевидцев событий.

В открывающем книгу вступительном слове митрополита Александра говорится:
Три рождения пережил за свою историю Казанский храм: первое – когда был создан благочестивыми семиреченцами в XIX столетии, второе – после возвращения верующим в середине ХХ века, и третье – совсем недавно, в ходе полномасштабной реставрации, с привлечением компетентных исследователей и высококлассных специалистов. Заботой ктиторов, при поддержке благотворителей и неравнодушных людей святыня, пережившая землетрясения и эпоху гонений, обветшавшая за свое долгое существование, была восстановлена и получила новую жизнь. Особым событием стало открытие в нижней части храма подземной церкви в честь новомучеников и исповедников Казахстанских с часовнями в память древних православных монастырей. Сегодня Казанский собор становится значимым духовным и культурным центром Алма-Аты, местом притяжения паломников и туристов. Познакомиться со старейшим храмом Южной столицы, увидеть уникальные иконы и чтимые святыни приходят люди разных вероисповеданий и национальностей.

Скачать книгу в формате PDF

 

Святыни храма:

 

  • частица мощей великомученицы Кириакии,
  • икона Божией Матери«Антиохийская», написанная специально для данного прихода на Афоне и подаренная в 1967 году архиепископом Иосифом (Черновым),
  • икона «Единородный Сыне», чудесным образом обновившаяся в 50-е годы ХХ столетия.

 

Особенности архитектуры

 

Церковь деревянная, крестообразная, восьмиглавая, на каменном цоколе. Внутри и снаружи храм и колокольня оштукатурены.

Сведения о церковных постройках небогослужебного назначения.

На территории прихода находятся иконная лавка, трапезная, просфорная, сторожка.

 

Настоятель: протоиерей Сергий Хмыров.

Престольный праздник: 21 июля, 4 ноября.