
Тексты Священного Писания для чтения в Великий вторник Страстной седмицы

Пророчества Иезекиилева чтение
(Глава 1, стихи 21 – 28, глава 2, стих 1)
Внегда идяху [животная], идяху [и колеса], и внегда стояти им, стояху [и колеса с ними]: и егда воздвизахуся от земли, воздвизахуся с ними [и колеса], яко дух жизни бяше в колесех. И подобие над главою животных яко твердь, яко видение кристалла, простертое над крилами их свыше. И под твердию крила их простерта, паряще друг ко другу, комуждо два спряжена, прикрывающе телеса их. И слышах глас крил их, внегда паряху, яко глас вод многих, яко глас Бога Саддаи: и внегда ходити им, глас слова яко глас полка: и внегда стояти им, почиваху крила их. И се глас превыше тверди сущия над главою их, внегда стояти им, низпускахуся крила их. И над твердию, яже над главою их, яко видение камене сапфира, подобие престола на нем, и на подобии престола подобие якоже вид человечь сверху. И видех яко видение илектра, яко видение огня внутрь его окрест от видения чресл и выше, и от видения чресл даже до долу видех видение огня, и свет его окрест. Яко видение дуги, егда есть на облацех в день дождя, тако стояние света окрест. Сие видение подобие славы Господни.
На русском языке:
Во время шествия животных, шли и колеса; и при остановке их стояли (и колеса с ними); и при подъеме [их] от земли, поднимались с ними и колеса, ибо Дух Жизни был в колесах. И подобие над головами тех животных – как твердь, как вид кристалла, простертая над крыльями их сверху. И под твердью – крылья их простертые, взмахивавшие, достигая одно другого; и у каждого два – соединялись и покрывали тела их. И я слышал шум крыльев их при взмахах их, как шум множества воды, и как глас Бога Крепкого, [могучего]; (и) во время шествия их – шум слов, как шум стана; и при остановке их успокаивались крылья их. И вот, голос с вершины тверди, бывшей над головами их: при остановке их утихали крылья их. И превыше тверди, которая над головами их, как вид камня сапфира – подобие престола на ней; и на подобии престола – подобие, как облик человека, вверху. И увидел я как бы вид янтаря, как видение огня изнутри его кругом; от вида чресл и выше, и от вида чресл до низу увидел я видение огня, и сияние его вокруг. Как видение радуги, когда будет она в облаке в день дождя – таково очертание сияния кругом. Это – видение подобия славы Господней.
Исхода чтение
(Глава 2, стихи 5 – 10)
Сниде дщерь фараонова измытися на реку, и рабыни ея прохождаху при реце: и видевши ковчежец в лучице, пославши рабыню, взя и. Отверзши же, видит отроча плачущееся в ковчежце, и пощаде е дщерь фараоня, и рече: от детей еврейских сие. И рече сестра его дщери фараонове: хощеши ли призову ти жену кормилицу от еврей, и воздоит ти отроча? И рече ей дщерь фараонова: иди. Шедши же отроковица, призва матерь отрочате. Рече же к ней дщерь фараонова: соблюди ми отроча сие, и воздой ми е: аз же дам ти мзду. Взя же отроча жена, и дояше е. Возмужавшу же отрочати, введе е ко дщери фараонове, и бысть ей в сына: и нарече имя ему Моисей, глаголющи: от воды взях его.
На русском языке:
Сошла дочь фараонова помыться к реке, и прислужницы ее ходили вдоль реки. И, увидев короб в заводи, она, послав прислужницу, взяла его. Открыв же, видит дитя, плачущее в коробе; и пожалела его дочь фараонова, и сказала: "Это – из еврейских детей". И сказала сестра его дочери фараоновой: "Хочешь, я позову тебе женщину-кормилицу из Евреянок, и она вскормит тебе дитя?" И сказала ей дочь фараонова: "Сходи". Девица же пошла и позвала мать младенца. Сказала же ей дочь фараонова: "Сбереги мне это дитя и вскорми мне его; а я дам тебе плату". И взяла женщина дитя и кормила его. А когда выросло дитя, привела его к дочери фараоновой, и стал он ей вместо сына. Нарекла же она имя ему: Моисей, говоря: "Из воды я взяла его".
Иова чтение
(Глава 1, стихи 13 – 22)
Бысть яко день сей, сынове Иовлевы и дщери его пияху вино в дому брата своего старейшаго. И се вестник прииде ко Иову, и рече ему: супруги волов оряху, и ослицы пасяхуся близ их. И пришедше пленители плениша их, и отроки избиша мечем, и спасохся аз един, и приидох возвестити тебе. Еще сему глаголющу, прииде ин вестник, и рече ко Иову: огнь спаде с небесе, и пожже овцы, и пастыри пояде подобне: спасохся же аз един, и приидох возвестити тебе. Еще сему глаголющу, прииде ин вестник, и рече ко Иову: конницы сотвориша начальства три, и окружиша вельблюды, и плениша их, и отроки избиша мечми: спасохся же аз един, и приидох возвестити тебе. Еще сему глаголющу, ин вестник прииде, глаголя Иову: сыном твоим, и дщерем твоим ядущим и пиющим у брата своего старейшаго. Внезапу ветр велик найде от пустыни, и коснеся четырем углом храмины, и паде храмина на дети твоя, и скончашася: спасохся же аз един, и приидох возвестити тебе. Тако [услышав] Иов, востав растерза ризы своя, и остриже власы главы своея, [и посыпа перстию главу свою,] и пад на землю, поклонися [Господеви]. И рече: сам наг изыдох от чрева матере моея, наг и отыду тамо: Господь даде, Господь отъят: яко Господеви изволися, тако бысть: буди имя Господне благословенно [во веки]. Во всех сих приключившихся ему ничтоже согреши Иов пред Господем [ниже устнама своима], и не даде безумия Богу.
На русском языке:
Настал день тот, когда сыновья Иова и дочери его [ели] и пили (вино) в доме брата своего старшего. И вот, вестник пришел к Иову и сказал ему: пары волов пахали, и ослицы паслись возле них; и, придя, грабители захватили их, и отроков убили острием меча; а я один, спасшись, пришел возвестить тебе". Еще этот говорил, как пришел другой вестник к Иову и сказал: "Огонь пал с неба [на землю] и сжег овец, и пастухов сжег также; и я один, спасшись, пришел возвестить тебе". Еще этот говорил, как пришел другой вестник к Иову и говорит ему: "Всадники построились тремя отрядами против нас, и окружили верблюдов, и захватили их, и отроков убили мечами; а я один спасся и пришел возвестить тебе". Еще этот говорил, как иной вестник приходит к Иову, говоря: "Когда сыновья твои и дочери твои ели и пили у [сына твоего], брата их старшего, внезапно сильный ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и упал дом на детей твоих, и они скончались; и спасся я один, и пришел возвестить тебе. Услышав такое, Иов встал, разодрал одежды свои, остриг волосы головы своей, (и посыпал прахом голову свою); и, пав на землю, поклонился Господу и сказал: "Сам я нагим вышел из чрева матери моей, нагим отойду и туда. Господь дал, Господь отнял; как Господу было угодно, так и совершилось; да будет имя Господне благословенно вовеки!" Во всем этом, случившемся с ним, ни в чем не согрешил Иов, даже устами своими, и не произнес безрассудного о Боге.
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ
(Зачало 102. Глава 24, стих 36 по 26 главу, 2 стих)
Рече Господь Своим учеником: о дни и часе пришествия Сына Человеческаго никтоже весть, ни ангели небеснии, токмо Отец Мой един. Якоже бо бысть во дни Ноевы, тако будет и пришествие Сына Человеческаго. Якоже бо беху во дни прежде потопа, ядуще и пиюще, женящеся и посягающе, до негоже дне вниде Ное в ковчег, и не уведеша, дондеже прииде вода, и взят вся: тако будет и пришествие Сына Человеческаго. Тогда два будета на селе: един поемлется, а другий оставляется. Две мелюще в жерновах: едина поемлется, и едина оставляется. Бдите убо, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет. Сие же ведите, яко аще бы ведал дому владыка, в кую стражу тать приидет, бдел убо бы, и не бы дал подкопати храма своего. Сего ради и вы будите готови, яко, воньже час не мните, Сын Человеческий приидет. Кто убо есть верный раб и мудрый, егоже поставит господин его над домом своим, еже даяти им пищу во время их? Блажен раб той, егоже, пришед господин его, обрящет тако творяща. Аминь, глаголю вам, яко над всем имением своим поставит его. Аще ли же речет злый раб той в сердцы своем: коснит господин мой приити. И начнет бити клевреты своя, ясти же и пити с пияницами. Приидет господин раба того в день, воньже не чает, и в час, воньже не весть. И протешет его полма, и часть его с неверными положит: ту будет плачь и скрежет зубом. Тогда уподобися Царствие Небесное десятим девам, яже прияша светильники своя, и изыдоша в сретение жениху. Пять же бе от них мудры, и пять юродивы. Юродивыя же приемша светильники своя, не взяша с собою елеа. Мудрыя же прияша елей в сосудех со светильники своими. Коснящу же жениху, воздремашася вся, и спаху. Полунощи же вопль бысть: се, жених грядет, исходите в сретение его. Тогда воставше вся девы тыя, и украсиша светильники своя. Юродивыя же мудрым реша: дадите нам от елеа вашего, яко светильницы наши угасают. Отвещаша же мудрыя, глаголюще: еда како не достанет нам и вам: идите же паче к продающим и купите себе. Идущим же им купити, прииде жених, и готовыя внидоша с ним на браки, и затворены быша двери. Последи же приидоша и прочия девы, глаголюще: Господи, Господи, отверзи нам. Он же отвещав рече им: аминь глаголю вам, не вем вас. Бдите убо, яко не весте дне, ни часа, воньже Сын Человеческий приидет. Якоже бо человек некий отходя призва своя рабы, и предаде им имение свое. И овому убо даде пять талант, овому же два, овому же един, комуждо противу силы его: и отыде абие. Шед же приемый пять талант, дела в них и сотвори другия пять талант. Такожде и иже два, приобрете и той другая два. Приемый же един, шед вкопа его в землю, и скры сребро господина своего. По мнозе же времени прииде господин раб тех, и стязася с ними о словеси. И приступль пять талант приемый, принесе другия пять талант, глаголя: господи, пять талант ми еси предал, се, другия пять талант приобретох ими. Рече же ему господь его: добрый рабе, благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость господа твоего. Приступль же и иже два таланта приемый, рече: господи, два таланта ми еси предал: се, другая два таланта приобретох има. Рече же ему господь его: добрый рабе, благий и верный, о мале ми был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость господа твоего. Приступль же и приемый един талант, рече: господи, ведях тя, яко жесток еси человек: жнеши, идеже не сеял еси, и собираеши, юдуже не расточил еси. И убоявся, шед скрых талант твой в земли, и се имаши твое. Отвещав же господь его, рече ему: лукавый рабе и ленивый, ведяше, яко жну, идеже не сеях, и собираю, юдуже не расточих. Подобаше убо тебе вдати сребро мое торжником, и пришед аз взял бых свое с лихвою. Возмите убо от него талант, и дадите имущему десять талант. Имущему бо везде дано будет, и преизбудет: от неимущаго же, и еже мнится имея, взято будет от него. И неключимаго раба вверзите во тьму кромешнюю: ту будет плач и скрежет зубом. Сия глаголя возгласи: имеяй уши слышати, да слышит. Егда же приидет Сын Человеческий в славе Своей, и вси святии ангели с Ним, тогда сядет на престоле славы Своея. И соберутся пред Ним вси языцы, и разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ. И поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю. Тогда речет Царь сущим одесную Его: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Взалкахся бо, и дасте Ми ясти; возжадахся, и напоисте Мя; странен бех, и введосте Мене; наг, и одеясте Мя; болен, и посетисте Мене; в темнице бех, и приидосте ко Мне. Тогда отвещают Ему праведницы, глаголюще: Господи, когда Тя видехом алчуща, и напитахом; или жаждуща, и напоихом? Когда же Тя видехом странна, и введохом; или нага, и одеяхом? Когда же Тя видехом боляща, или в темнице, и приидохом к Тебе? И отвещав Царь речет им: аминь глаголю вам, понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе. Тогда речет и сущим ошуюю Его: идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его. Взалкахся бо, и не дасте Ми ясти; возжадахся, и не напоисте Мене. Странен бех, и не введосте Мене; наг, и не одеясте Мене; болен, и в темнице, и не посетисте Мене. Тогда отвещают Ему и тии, глаголюще: Господи, когда Тя видехом алчуща, или жаждуща, или странна, или нага, или больна, или в темнице, и не послужихом Тебе? Тогда отвещает им, глаголя: аминь, глаголю вам, понеже не сотвористе единому сих меньших, ни Мне сотвористе. И идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный.
И бысть, егда сконча Иисус вся словеса сия, рече учеником Своим: весте, яко по двою дню Пасха будет, и Сын Человеческий предан будет на пропятие.
На русском языке:
Сказал Господь Своим ученикам: о дне и часе пришествия Сына Человеческого никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но один только Отец. Ибо как дни Ноя, так будет пришествие Сына Человеческого. Как во дни перед потопом ели и пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не понимали, пока не пришел потоп и не унес всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого. Тогда будут двое в поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, в какой день Господь ваш придет. Но вот, что вы знаете: если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, он бодрствовал бы и не позволил бы подкопать дома своего. Поэтому и вы готовьтесь, ибо в час, в какой не думаете, придет Сын Человеческий. Кто же верный раб и разумный, которого поставил господин его над челядью своей, чтобы давать им пищу вовремя? Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет так поступающим. Истинно говорю вам: над всем имением своим поставит его. Если же скажет злой раб тот в сердце своем: "медлит мой господин", и начнет бить других рабов, таких же, как и он, есть же и пить с пьяницами, придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, которого не знает, и рассечет его надвое и подвергнет его одной участи с лицемерами: там будет плач и скрежет зубов. Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Пять из них было неразумных, и пять разумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собой масла; разумные же взяли масло в сосудах, вместе со светильниками своими. А пока жених медлил, все они задремали и уснули. В полночь же крик раздался: "вот жених, выходите навстречу". Тогда встали все девы те и оправили светильники свои. Неразумные же сказали разумным: "дайте нам от масла вашего, ибо светильники наши гаснут". Но разумные ответили, говоря: "как бы не оказалось недостатка у нас и у вас. Пойдите лучше к продавцам и купите себе". Пока же они ходили покупать, пришел жених, и готовые вошли вместе с ним на брачный пир, и дверь была затворена. После же приходят и прочие девы и говорят: "Господи! Господи! Отвори нам". Он же ответил: "Истинно говорю вам: не знаю вас". Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа. Ибо будет, как с человеком, который, уезжая, позвал рабов своих и вручил им имение свое; и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и уехал. Тотчас пошел получивший пять талантов, вложил их в дело и приобрел другие пять; также получивший два приобрел другие два; получивший же один ушел, раскопал землю и скрыл деньги господина своего. По долгом же времени приходит господин рабов тех и сводит с ними счет. И подошел получивший пять талантов, принес другие пять и сказал: "господин, пять талантов ты мне вручил; вот, другие пять талантов я приобрел". Сказал ему господин его: "хорошо, раб добрый и верный, в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего". Подошел и получивший два таланта и сказал: "господин, два таланта ты мне вручил; вот, другие два таланта я приобрел". Сказал ему господин его: "хорошо, раб добрый и верный, в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего". Подошел же и тот, у кого был один талант, и сказал: "господин, я знал тебя, что ты человек жесткий: жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; и в страхе пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое". И ответил ему господин его: "лукавый раб и ленивый, ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал? Потому надлежало тебе дать деньги мои менялам, и придя, я получил бы свое с ростом. Возьмите же у него талант и дайте имеющему десять талантов; ибо каждому имеющему будет дано, и у него будет изобилие, а у не имеющего будет взято и то, что он имеет. И негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов". Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей, и все Ангелы с Ним, тогда сядет Он на престоле славы Своей, и будут собраны перед Ним все народы; и Он отделит их друг от друга, как пастух отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, козлов же по левую. Тогда скажет Царь тем, кто по правую сторону Его: "придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от основания мира. Ибо голоден был Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и напоили Меня; странником был, и приняли Меня; наг, и одели Меня; болен был, и посетили Меня; в темнице был, и пришли ко Мне". Тогда ответят Ему праведные: "Господи, когда мы Тебя видели голодным, и накормили? Или жаждущим, и напоили? Когда же мы видели Тебя странником, и приняли? Или нагим, и одели? Когда же мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?" И ответит им Царь: "истинно говорю вам: сделав для одного из братьев Моих меньших, вы для Меня сделали". Тогда скажет и тем, кто по левую сторону: "идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и Ангелам его. Ибо голоден был Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и не напоили Меня; странником был, и не приняли Меня; наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня". Тогда ответят и они: "Господи, когда мы видели Тебя голодным, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?" Тогда Он ответит им: "истинно говорю вам: не сделав для одного из этих меньших, вы и для Меня не сделали". И пойдут эти в муку вечную, праведные же в жизнь вечную.
И было: когда окончил Иисус все слова эти, сказал Он ученикам Своим: вы знаете, что через два дня Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие