В Москве состоялась встреча митрополита Астанайского и Казахстанского Александра и министра науки и высшего образования Российской Федерации В.Н. Фалькова
В день памяти преподобного Паисия Галичского митрополит Александр совершил Литургию в Никольском храме поселка Иргели
В день памяти новомучеников и исповедников Казахстанских митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Литургию в Софийском соборе Иверско-Серафимовского монастыря Алма-Аты
Памяти архимандрита Анатолия (Киселева) (1941-2021). Фотогалерея
«Святые мученики за Христа – слава и украшение нашей Церкви»

Ваше Высокопреосвященство! В преддверии отмечаемого в воскресенье, 18 сентября, праздника Собора новомучеников и исповедников земли Казахстанской, разрешите задать Вам вопрос: что означает этот праздник лично для Вас?

Не только для меня лично, но, думаю, что и для всей Православной Церкви, любой день памяти мучеников и исповедников – всегда важнейшее событие, укрепляющее нашу веру, вдохновляющее нас на новые труды. Именно о мучениках говорит святой апостол Павел в послании к Евреям: «Поминайте наставников ваших, и… взирая на кончину их жизни, подражайте вере их…» (Евр. 13:7). Кончина земной жизни - важнейший момент, подведение итогов земного бытия человека.  

Первые христианские святые – это мученики. И не случайно слово «мученик» на греческом языке тождественно слову «свидетель». Они свидетельствовали языческому миру о силе своего христианского упования. И мир покорялся этому свидетельству. Удивительный парадокс раннего христианства заключался в том, что чем больше исповедников Христа страдали, тем шире распространялась вера в Него. «Кровь мучеников – семя христианства», - так говорил церковный писатель Тертуллиан.

В XXстолетии Господь призвал к мученичеству Россию…

Действительно, Святая Русь воспитала для Церкви множество святителей,  преподобных мужей, праведных мирян, иных подвижников. Только мучеников практически не было в нашей тысячелетней истории.  И кто бы мог подумать, что именно цивилизованный XX век станет для нашей страны, временем тяжких испытаний и кровавых репрессий, с которыми не могут сравниться ужасы древних языческих обществ. Вся злоба диавола обрушилась на тех, кто старался жить по Божиим заповедям и нравственным законам в то страшное время, когда богохульство было возведено на степень обязательных требований государственной власти к каждому гражданину. И так получилось, что именно на благодатной земле Казахстана столь обильно пролилась кровь новомучеников и исповедников. И земля эта стала теперь поистине  землей благословенной и святой. Она дорога сердцу каждого человека, который интересуется историей нашей Церкви и чтит подвиг мучеников.

У каждого христианина в сонме мучеников, наверное, есть такие, которые особенно близки его сердцу?

Для меня самым духовно близким подвижником навсегда останется мой предшественник по Костромской кафедре, священномученик архиепископ Никодим (Кротков).  Он родился в Костромской губернии,  его земная жизнь окончилась в Ярославской тюрьме  8 (21) августа 1938 года. Я много лет собирал о нем документальные  материалы, воспоминания.  Читал его проповеди и докладные записки;  посещал места, связанные с его именем. Перед моим мысленным взором много раз проходила вся его жизнь. Итогом работы стала  книга, изданная в 2001 году: «Священномученик Никодим. Жизнь, отданная Богу и людям». О владыке Никодиме можно рассказывать очень долго. Он был  известный и уважаемый в России церковный деятель начала   прошлого века.  Близко дружил с будущим Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви, митрополитом Антонием (Храповицким). И самое главное, что поражает в его житии  - это то обстоятельство, что он неоднократно отвергал предложения уехать заграницу, обрекая себя на долгие годы заточения и страданий. Память святителя благоговейно почитается верующими России, Украины, Молдовы. Я рад, что сегодня о нем узнали и в Казахстане.

Вот уже полтора года Вы  возглавляете Митрополичий Округ в Казахстане. И, наверное, изучили жизнеописания многих Казахстанских страдальцев за правду и веру. Кто из них теперь пользуется особой Вашей любовью?

Конечно, я читал и продолжаю много читать о них, знакомиться с их подвигами. Практически каждую неделю открываю для себя новые и новые имена – тех иерархов, священнослужителей и мирян, которые томились в лагерях и ссылках в Караганде и Чимкенте, которых расстреливали в разных городах и селах по всему необозримому пространству Казахстана. В России в каждом большом селении  есть своя почитаемая икона, а здесь –  свое чтимое  имя  исповедника.  Знакомство с казахстанскими святыми началось у меня задолго до моего нынешнего послушания. Еще в Кострому мне присылали замечательные книги о старце Севастиане, о  приснопамятном митрополите Иосифе. К этим подвижникам я проникся особой любовью много лет назад. Поэтому не будет преувеличением сказать, что у мощей преподобноисповедника старца Севастиана в Караганде и на месте погребения святителя Иосифа (Чернова) на Алматинском кладбище я молюсь с особым, трепетным чувством.

А непосредственно здесь, в Казахстане, какие открытия для себя Вы сделали?

Одно из ярких открытий произошло в Аксайской Серафимо-Феогностовской пустыни. Поразительно – смиренные добрые монахи ушли высоко в горы для молитвы, но злоба диавольская и людская ненависть  настигли их и здесь. Поразительна история их страданий – ведь их застрелили во сне!  На месте подвига преподобномучеников Серафима и Феогноста очень ясно представляешь, как свершалось это вопиющее беззаконие: по-видимому, боялись безбожные убийцы почувствовать на себе  их строгий обличительный взгляд, поэтому и дождались, когда сон сомкнет их очи.

Конечно, я ощущаю глубокую душевную потребность постоянно обращаться с молитвами к первомученику Казахстанскому, святителю Пимену, епископу Верненскому. А проезжая мимо Никольского собора, стараюсь остановиться, чтобы приложиться к мощам священноисповедника митрополита Николая (Могилевского). Может быть, не все алматинцы знают, что совсем недавно в Киеве был прославлен в лике святых схиархиепископ Антоний (Абашидзе), в период с 1906 по 1912 гг. управлявший Туркестанской епархией, закончивший строительство и освятивший Вознесенский кафедральный собор.

Что Вы ждете от предстоящего праздника Собора Казахстанских новомучеников?

В нынешнем году празднование Собора новомучеников и исповедников Казахстанских приобретает особый смысл – оно совершается накануне прибытия в нашу страну главной святыни Русского Зарубежья, Курской – Коренной иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». Собор новомучеников мысленно возвращает нас во времена гонений. Об этих же временах напоминает нам и эта известная всему православному миру икона Божией Матери, увезенная в начале прошлого века  из истекающей кровью России. Но судьба  иконы свидетельствует также и о духовном возрождении, совершающемся ныне на духовном пространстве Святой Руси, к которому мистически принадлежит и Казахстан. Ведь она ныне объединяет всех нас – верующих многих стран Европы, Америки, Азии,  Австралии.  А возрождение это, по глубоком убеждению Церкви, стало возможным именно благодаря подвигу  святых подвижников прошлых лет, в том числе и тех, которые пострадали здесь, на земле нашего Отечества.  Их кровь и их страдания не напрасны, они имеют великую ценность в очах Божиих, они помогают нам,  вселяют в нас мужество и уверенность. Мы надеемся на их молитвы.

«Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него…» (Флп. 1: 29), - говорит апостол. Христианин всегда должен быть готовым к исповедничеству.  И пусть молитвы наших мучеников помогут нам сохранять эту всегдашнюю духовную бодрость, готовность совершить подвиг во имя Христово, ибо святые новомученики и исповедники – слава и украшение нашей Церкви.

Беседовала Марина Сазонова

Интервью митрополита Александра