В Алма-Ате состоялась встреча митрополита Астанайского и Казахстанского Александра с председателем Фонда Мира Республики Казахстан
Служение управляющего делами Митрополичьего округа в праздник Рождества Христова
Подведены итоги XI фестиваля детско-юношеского творчества «Рождественский Ангел»
«Страдающая Церковь». Интервью председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона
Дамаскин (Цедрик) (1878 - 1937) – епископ Глуховский, священномученик

Память 15 сентября (2 сентября по ст. ст.), в Соборах новомучеников и исповедников Казахстанских, Соловецких и Церкви Русской, а также в Соборе Брянских святых.

 

Дамаскин (Цедрик) (1878 - 1937) – епископ Глуховский, священномученикВ миру Цедрик Дмитрий Дмитриевич, родился 29 октября 1878 года в местечке Маяки Одесского уезда Херсонской губернии в семье почтового чиновника. Брат иерея Николая Цедрика.

По окончании в 1893 году Херсонского духовного училища поступил в Одесскую духовную семинарию.

В 1895 году перешел в Херсонскую учительскую семинарию.

В 1902 году окончил миссионерские курсы при Казанской духовной академии.

9 июня 1902 года принял монашеский постриг с именем Дамаскин, 10 июня рукоположен во иеродиакона, 30 июня - во иеромонаха.

С 26 октября 1902 года - заведующий Читинским миссионерским училищем.

15 ноября 1903 году назначен миссионером в Агинский и Иргенский станы, 1 января 1904 года перемещен в той же должности в Курумкано-Гаргинский миссионерский стан.

12 сентября 1905 году зачислен слушателем на курсы Восточного института во Владивостоке. Одновременно исполнял обязанности учителя пения (с ноября 1905) и законоучителя (с сентября 1906) во Владивостокской мужской гимназии.

1 февраля 1907 года причислен к владивостокскому архиерейскому дому, исполнял должность настоятеля храма Восточного института, служил в храме на станции Седанка (пригород Владивостока).

1 июля 1907 года назначен на должность благочинного Камчатского и Гижигинского округов, 2 августа освобожден от этого назначения, оставлен во Владивостоке.

С ноября 1908 года - настоятель храма Владивостокской мужской гимназии.

В 1909 году по окончании Восточного института уехал в отпуск в Санкт-Петербург, предполагая поступить на 4-й курс восточного факультета Санкт-Петербургского университета.

31 мая 1910 года назначен миссионером в село Болхуны (Болтун-Сан) Черноярского уезда Астраханской губернии.

20 октября 1911 году причислен к донскому архиерейскому дому, вел миссионерскую работу среди калмыков.

Во время первой мировой войны служил на Кавказском фронте начальником врачебно-питательного отряда Красного Креста (с весны 1915) и отряда по борьбе с заразными болезнями (с 1916). В 1917 году санитар и войсковой священник 10-го армейского запасного полка на Юго-Западном фронте.

9 мая 1918 году демобилизован.

В 1918 году был арестован в Орловской губернии, приговорен к расстрелу, но избежал казни. В том же году переехал в Киев, стал насельником Киевского Михайловского Златоверхого монастыря, зачислен студентом в Киевскую духовную академию. Киевский митрополит Антоний (Храповицкий) назначил его епархиальным миссионером.

После отступления осенью 1919 года из Киева войск генерала А. И. Деникина он переехал в Крым.

В 1920 году архиепископом Таврическим Димитрием (Абашидзе) был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Балаклавского Георгиевского монастыря, находящегося в 12 верстах от Севастополя и в 8 верстах от Балаклавы, на высоком берегу у Черного моря.

По отзыву архиепископа Никодима (Кроткова), в Крыму архимандрит Дамаскин ревностно отстаивал интересы Церкви перед властями, зарекомендовал себя живым и деятельным человеком, "любителем благостного богослужения (он прекрасный чтец и певец), проповедником усердным и умелым практическим деятелем".

5 ноября 1922 года в Симферополе привлечен к суду. Оправдан Верховным судом Крымской АССР.

В начале 1923 года вновь был арестован по обвинению в "сопротивлении изъятию церковных ценностей", девять месяцев находился в тюрьме вместе с епископом Евсевием (Рождественским), затем освобожден и выслан за пределы республики. Уехал в Москву, жил в Даниловом монастыре.

В 1923 году представители общин города Глухова Черниговской губернии обратились к Патриарху Московскому и всея России святителю Тихону (Белавину) с просьбой об открытии у них епископской кафедры.

18 ноября 1923 году святитель Тихон возглавил в Донском монастыре хиротонию Дамаскина во епископа Глуховского, викария Черниговской епархии, назначенного временно управляющим Черниговской епархией. В том же году также упоминается временно управляющим Стародубским викриатством, ввиду ссылки викария. В январе 1924 году прибыл в Глухов. Архиерей организовал деятельность епархиального управления и канцелярии, викарных и благочинных правлений, совершал поездки по епархии.

15 сентября 1924 года был арестован в городе Нежине Черниговской губернии, помещен в черниговскую тюрьму. Обвинялся в организации нелегальных структур церковного управления, в выступлениях против обновленчества и поминовении за богослужением находившихся в заключении епископов. Православные общины Чернигова, Глухова, Нежина и Новгорода-Северского обращались с ходатайствами о назначении над епископом суда или, при отсутствии обвинения, - о его немедленном освобождении.

14 мая 1925 года архиерей был освобожден, в июле подвергся кратковременному аресту за "контрреволюционную пропаганду". В августе привлечен к следствию по делу "Воздвиженской Неплюевской монархической организации" - основанного Н.Н. Неплюевым Кресто-Воздвиженского религиозного трудового братства, продолжавшего существовать после революции как сельскохозяйственная артель. Владыка неоднократно посещал Неплюевскую коммуну, видя в ней способ духовной защиты от безбожия. После обыска с него была взята подписка с обязательством выехать в Москву. С сентября он жил в московском Даниловом монастыре.

30 ноября 1925 года был арестован с большой группой архиереев по делу Патриаршего Местоблюстителя Крутицкого митрополита Петра (Полянского). Его обвиняли в участии в нелегальном "Даниловском синоде". Находился в заключении во внутренней тюрьме ОГПУ и в Бутырской тюрьме. 21 мая 1926 году приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 3 годам ссылки в Сибирь.

В ноябре 1928 году архиерей был освобожден с ограничениями в выборе места жительства. По дороге из ссылки 11 декабря 1928 года в Москве он встретился и долго беседовал с митрополитом Сергием, но не был удовлетворен словами Заместителя Патриаршего Местоблюстителя о том, что "Декларация" была полезна Церкви, поскольку способствовала ее легализации в государстве.

С конца 1928 года жил в ранее входившем в состав Черниговской епархии городе Стародубе, служил в Иоанно-Предтеченской церкви.

В апреле 1929 года, получив распоряжение митрополита Сергия о необходимости предоставления духовенством в органы власти сведений о церковных общинах, прекратил поминовение митрополита Сергия за богослужением. В мае обратился к митрополиту Сергию с письмом, в котором писал, что издание "Декларации" означало отказ от достоинства и внутренней свободы Церкви.

27 ноября 1929 года был арестован в Стародубе как "руководитель церковной контрреволюционной группировки", помещен в смоленскую тюрьму. Обвинялся в "организации активного противодействия мероприятиям советской власти, направленным против церкви", в "подготовке перехода всей церковной деятельности в подполье (катакомбы) " и в "контрреволюционной оппозиции митрополиту Сергию". На следствии отверг основанные на доносах обвинения в организации "конспиративных контрреволюционных собраний"; в письме в областной отдел ОГПУ подчеркнул аполитичность "истинного православного" течения в Церкви, писал о бесперспективности борьбы государства с Церковью, поскольку "невозможно уничтожить вековечную идею христианства, ибо она в духе человека".

28 мая 1930 года был осужден Коллегией ОГПУ по Западной области на 10 лет исправительно-трудовых лагерей. Наказание отбывал в Соловецком лагере на Анзерском острове, освобожден по инвалидности в конце ноября 1933 года.

В начале 1934 года прибыл в Херсон.

1 августе 1934 году был арестован в Нежине Черниговским обл. управлением НКВД по обвинению в том, что "проводил организационную работу, направленную против мероприятий советской власти" и "являлся членом нелегальной контрреволюционной организации церковников Истинно-православная церковь". Был помещен в тюрьму в Чернигове.

14 августа направлен в Киев в распоряжение Управления госбезопасности НКВД УССР. На следствии не скрывал своих убеждений, категорически отверг обвинение в участии в контрреволюционных организациях.

15 февраля 1935 года особым совещанием при НКВД СССР приговорен к 3 годам ссылки в Северный край.

Первоначально отбывал ссылку в Архангельске. 3 марта 1936 г. был арестован в Архангельске по обвинению в том, что "нелегально возглавил Вятскую епархию православной церкви викторианской ориентации, нелегально руководил таковой через контрреволюционную группу церковников, давая им указания контрреволюционного характера". "Дело епископа Дамаскина (Цедрика). 1936 года".

В апреле направлен в распоряжение УНКВД по Кировскому краю. Отверг все предъявленные ему обвинения. Находясь в тюрьме в Кирове, написал развернутую объяснительную записку в особое совещание при НКВД СССР о "ненормальном положении верующих граждан СССР", в котором обвинил государственные органы в "неконституционных формах отношений к Церкви".

27 октября 1936 года особым совещанием при НКВД СССР архиерей был приговорен к 5 годам исправительно-трудовых лагерей.

С конца 1936 года отбывал срок в Бурминском отделении Карагандинского лагеря (Казахстан), работал бухгалтером.

13 августа 1937 году арестован в лагере по обвинению в "антисоветской агитации и организации нелегальных сборищ". Поводом для ареста стало празднование епископом Дамаскином и его соузниками Пасхи. Виновным себя не признал.

15 сентября 1937 года в 23 часа был расстрелян в Карагандинском лагере по приговору Особой тройки при УНКВД по Карагандинской области от 10 сентября 1937 года.

Погребен в безвестной могиле.

3 мая 1989 года был реабилитирован по 1936 году.

6 апреля 1990 года был реабилитирован прокуратурой города Караганды по 1937 году.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Лента новостей