Глава Православной Церкви Казахстана совершил воскресную Божественную Литургию
Священнослужители Астанайского благочиния посетили прием по случаю Дня Победы, организованный Посольством России
Глава Православной Церкви Казахстана удостоен награды министерства иностранных дел Российской Федерации
Годовщину архиерейского служения епископа Каскеленского Геннадия молитвенно отметили в Алма-Атинской духовной семинарии
Дамаскин (Цедрик) (1878 - 1937) – епископ Глуховский, священномученик

Память 15 сентября (2 сентября по ст. ст.), в Соборах новомучеников и исповедников Казахстанских, Соловецких и Церкви Русской, а также в Соборе Брянских святых.

 

Дамаскин (Цедрик) (1878 - 1937) – епископ Глуховский, священномученикВ миру Цедрик Дмитрий Дмитриевич, родился 29 октября 1878 года в местечке Маяки Одесского уезда Херсонской губернии в семье почтового чиновника. Брат иерея Николая Цедрика.

По окончании в 1893 году Херсонского духовного училища поступил в Одесскую духовную семинарию.

В 1895 году перешел в Херсонскую учительскую семинарию.

В 1902 году окончил миссионерские курсы при Казанской духовной академии.

9 июня 1902 года принял монашеский постриг с именем Дамаскин, 10 июня рукоположен во иеродиакона, 30 июня - во иеромонаха.

С 26 октября 1902 года - заведующий Читинским миссионерским училищем.

15 ноября 1903 году назначен миссионером в Агинский и Иргенский станы, 1 января 1904 года перемещен в той же должности в Курумкано-Гаргинский миссионерский стан.

12 сентября 1905 году зачислен слушателем на курсы Восточного института во Владивостоке. Одновременно исполнял обязанности учителя пения (с ноября 1905) и законоучителя (с сентября 1906) во Владивостокской мужской гимназии.

1 февраля 1907 года причислен к владивостокскому архиерейскому дому, исполнял должность настоятеля храма Восточного института, служил в храме на станции Седанка (пригород Владивостока).

1 июля 1907 года назначен на должность благочинного Камчатского и Гижигинского округов, 2 августа освобожден от этого назначения, оставлен во Владивостоке.

С ноября 1908 года - настоятель храма Владивостокской мужской гимназии.

В 1909 году по окончании Восточного института уехал в отпуск в Санкт-Петербург, предполагая поступить на 4-й курс восточного факультета Санкт-Петербургского университета.

31 мая 1910 года назначен миссионером в село Болхуны (Болтун-Сан) Черноярского уезда Астраханской губернии.

20 октября 1911 году причислен к донскому архиерейскому дому, вел миссионерскую работу среди калмыков.

Во время первой мировой войны служил на Кавказском фронте начальником врачебно-питательного отряда Красного Креста (с весны 1915) и отряда по борьбе с заразными болезнями (с 1916). В 1917 году санитар и войсковой священник 10-го армейского запасного полка на Юго-Западном фронте.

9 мая 1918 году демобилизован.

В 1918 году был арестован в Орловской губернии, приговорен к расстрелу, но избежал казни. В том же году переехал в Киев, стал насельником Киевского Михайловского Златоверхого монастыря, зачислен студентом в Киевскую духовную академию. Киевский митрополит Антоний (Храповицкий) назначил его епархиальным миссионером.

После отступления осенью 1919 года из Киева войск генерала А. И. Деникина он переехал в Крым.

В 1920 году архиепископом Таврическим Димитрием (Абашидзе) был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Балаклавского Георгиевского монастыря, находящегося в 12 верстах от Севастополя и в 8 верстах от Балаклавы, на высоком берегу у Черного моря.

По отзыву архиепископа Никодима (Кроткова), в Крыму архимандрит Дамаскин ревностно отстаивал интересы Церкви перед властями, зарекомендовал себя живым и деятельным человеком, "любителем благостного богослужения (он прекрасный чтец и певец), проповедником усердным и умелым практическим деятелем".

5 ноября 1922 года в Симферополе привлечен к суду. Оправдан Верховным судом Крымской АССР.

В начале 1923 года вновь был арестован по обвинению в "сопротивлении изъятию церковных ценностей", девять месяцев находился в тюрьме вместе с епископом Евсевием (Рождественским), затем освобожден и выслан за пределы республики. Уехал в Москву, жил в Даниловом монастыре.

В 1923 году представители общин города Глухова Черниговской губернии обратились к Патриарху Московскому и всея России святителю Тихону (Белавину) с просьбой об открытии у них епископской кафедры.

18 ноября 1923 году святитель Тихон возглавил в Донском монастыре хиротонию Дамаскина во епископа Глуховского, викария Черниговской епархии, назначенного временно управляющим Черниговской епархией. В том же году также упоминается временно управляющим Стародубским викриатством, ввиду ссылки викария. В январе 1924 году прибыл в Глухов. Архиерей организовал деятельность епархиального управления и канцелярии, викарных и благочинных правлений, совершал поездки по епархии.

15 сентября 1924 года был арестован в городе Нежине Черниговской губернии, помещен в черниговскую тюрьму. Обвинялся в организации нелегальных структур церковного управления, в выступлениях против обновленчества и поминовении за богослужением находившихся в заключении епископов. Православные общины Чернигова, Глухова, Нежина и Новгорода-Северского обращались с ходатайствами о назначении над епископом суда или, при отсутствии обвинения, - о его немедленном освобождении.

14 мая 1925 года архиерей был освобожден, в июле подвергся кратковременному аресту за "контрреволюционную пропаганду". В августе привлечен к следствию по делу "Воздвиженской Неплюевской монархической организации" - основанного Н.Н. Неплюевым Кресто-Воздвиженского религиозного трудового братства, продолжавшего существовать после революции как сельскохозяйственная артель. Владыка неоднократно посещал Неплюевскую коммуну, видя в ней способ духовной защиты от безбожия. После обыска с него была взята подписка с обязательством выехать в Москву. С сентября он жил в московском Даниловом монастыре.

30 ноября 1925 года был арестован с большой группой архиереев по делу Патриаршего Местоблюстителя Крутицкого митрополита Петра (Полянского). Его обвиняли в участии в нелегальном "Даниловском синоде". Находился в заключении во внутренней тюрьме ОГПУ и в Бутырской тюрьме. 21 мая 1926 году приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 3 годам ссылки в Сибирь.

В ноябре 1928 году архиерей был освобожден с ограничениями в выборе места жительства. По дороге из ссылки 11 декабря 1928 года в Москве он встретился и долго беседовал с митрополитом Сергием, но не был удовлетворен словами Заместителя Патриаршего Местоблюстителя о том, что "Декларация" была полезна Церкви, поскольку способствовала ее легализации в государстве.

С конца 1928 года жил в ранее входившем в состав Черниговской епархии городе Стародубе, служил в Иоанно-Предтеченской церкви.

В апреле 1929 года, получив распоряжение митрополита Сергия о необходимости предоставления духовенством в органы власти сведений о церковных общинах, прекратил поминовение митрополита Сергия за богослужением. В мае обратился к митрополиту Сергию с письмом, в котором писал, что издание "Декларации" означало отказ от достоинства и внутренней свободы Церкви.

27 ноября 1929 года был арестован в Стародубе как "руководитель церковной контрреволюционной группировки", помещен в смоленскую тюрьму. Обвинялся в "организации активного противодействия мероприятиям советской власти, направленным против церкви", в "подготовке перехода всей церковной деятельности в подполье (катакомбы) " и в "контрреволюционной оппозиции митрополиту Сергию". На следствии отверг основанные на доносах обвинения в организации "конспиративных контрреволюционных собраний"; в письме в областной отдел ОГПУ подчеркнул аполитичность "истинного православного" течения в Церкви, писал о бесперспективности борьбы государства с Церковью, поскольку "невозможно уничтожить вековечную идею христианства, ибо она в духе человека".

28 мая 1930 года был осужден Коллегией ОГПУ по Западной области на 10 лет исправительно-трудовых лагерей. Наказание отбывал в Соловецком лагере на Анзерском острове, освобожден по инвалидности в конце ноября 1933 года.

В начале 1934 года прибыл в Херсон.

1 августе 1934 году был арестован в Нежине Черниговским обл. управлением НКВД по обвинению в том, что "проводил организационную работу, направленную против мероприятий советской власти" и "являлся членом нелегальной контрреволюционной организации церковников Истинно-православная церковь". Был помещен в тюрьму в Чернигове.

14 августа направлен в Киев в распоряжение Управления госбезопасности НКВД УССР. На следствии не скрывал своих убеждений, категорически отверг обвинение в участии в контрреволюционных организациях.

15 февраля 1935 года особым совещанием при НКВД СССР приговорен к 3 годам ссылки в Северный край.

Первоначально отбывал ссылку в Архангельске. 3 марта 1936 г. был арестован в Архангельске по обвинению в том, что "нелегально возглавил Вятскую епархию православной церкви викторианской ориентации, нелегально руководил таковой через контрреволюционную группу церковников, давая им указания контрреволюционного характера". "Дело епископа Дамаскина (Цедрика). 1936 года".

В апреле направлен в распоряжение УНКВД по Кировскому краю. Отверг все предъявленные ему обвинения. Находясь в тюрьме в Кирове, написал развернутую объяснительную записку в особое совещание при НКВД СССР о "ненормальном положении верующих граждан СССР", в котором обвинил государственные органы в "неконституционных формах отношений к Церкви".

27 октября 1936 года особым совещанием при НКВД СССР архиерей был приговорен к 5 годам исправительно-трудовых лагерей.

С конца 1936 года отбывал срок в Бурминском отделении Карагандинского лагеря (Казахстан), работал бухгалтером.

13 августа 1937 году арестован в лагере по обвинению в "антисоветской агитации и организации нелегальных сборищ". Поводом для ареста стало празднование епископом Дамаскином и его соузниками Пасхи. Виновным себя не признал.

15 сентября 1937 года в 23 часа был расстрелян в Карагандинском лагере по приговору Особой тройки при УНКВД по Карагандинской области от 10 сентября 1937 года.

Погребен в безвестной могиле.

3 мая 1989 года был реабилитирован по 1936 году.

6 апреля 1990 года был реабилитирован прокуратурой города Караганды по 1937 году.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Лента новостей