Служение викариев Астанайской епархии в храмах Южной столицы в неделю 9-ю по Пятидесятнице
Состоялся выпускной акт богословско-миссионерского факультета Алма-Атинской духовной семинарии
Престольный праздник Иоанно-Кронштадтского храма поселка Жетыген
Глава Митрополичьего округа посетил Иверский храм в городе Жезказган
Слово митрополита Астанайского и Казахстанского Александра на открытии выставки, посвященной архиепископу Софонии (Сокольскому)

EN

Ваши Преосвященства! Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

В день памяти апостола Андрея Первозванного, в духовно-культурном центре Казахстанского Митрополичьего округа мы открываем выставку, посвященную апостолу Великой степи, первому архипастырю Туркестанской епархии – архиепископу Софонии (Сокольскому).

Этим событием мы закрываем год празднования 20-летия учреждения на Казахстанской земле Митрополичьего округа – Православной Церкви Казахстана. А предстоящий год ознаменован 225-летием со дня рождения приснопамятного владыки Софонии.

Создание Митрополичьего округа стало закономерным итогом многовекового существования Православия на этой древней земле, где Евангельская истина была возвещена в древнейшие времена, на заре христианской эры. Немало было здесь проповедников и просветителей, но история утверждения и активного развития Православной Церкви в Центральной Азии начинается именно с деятельности святителя Софонии. Этот великий труженик на ниве Христовой прибыл сюда в 70-летнем возрасте. Один из очевидцев деяний владыки писал: «Как юноша он носился по просторам Великой степи, основывая храмы и утверждая приходы, призывая народ Божий к спасительной вере во Христа». Старец-архиепископ стремился делом и словом зажечь в сердцах паствы живительный огонь веры, созидал храмы, неустанно совершал богослужения и неленостно проповедовал слово Божие.

Владыка Софония, будучи человеком очень начитанным, образованным, эрудированным во всех отношениях, снискал уважение в самых высоких кругах, а глубокие знания Корана и арабского языка позволили ему расположить к себе как религиозных лидеров ислама, так и простых мусульман. Выразительные и мудрые слова и проповеди владыки производили весьма яркое впечатление на людей. Где бы ни служил владыка Софония, везде он являл собой образ мудрого иерарха, пример нравственной чистоты и духовной силы. Это был подвижник благочестия, истинный аскет, который не желал ничего личного, весь жил для Христа и Его Святой Церкви. Все его время делилось между молитвой, отеческими заботами о пастве и нелегкими административными трудами. Личность владыки стала примером для священнослужителей, совершающих церковное делание на южной границе христианской цивилизации.

Архиепископ Софония знал много языков, свободно владел итальянским и французским, осуществлял переводы с греческого и сирохалдейского. Святитель оставил после себя богатое интеллектуальное и духовное наследие, значимой частью которого стали его обращения, проповеди, слова и речи. Два тома проповедей были изданы при жизни иерарха в 1876 году.

Специалисты Митрополичьего округа не прекращают научные поиски; продолжающиеся исследования приводят к обнаружению новых документов, которые раскрывают неизвестные доселе черты личности архиепископа Софонии. У нас есть воспоминания о нем, которые записывал его современник и соработник – протоиерей Михаил Путинцев. Пастырь сохранил для нас немало высказываний самого святителя. Есть замечательная статья-исследование о нем в биографическом словаре под редакцией Александра Половцова начала XX века. Имеются посвященные его жизни и трудам современные исследования, которые, к сожалению, представляют собой либо пересказ жизнеописания святителя Софонии, либо несколько расширяют его рамки за счет рассмотрения отдельных архивных документов.

На данный момент, за последние три года, и особенно в последние шесть месяцев, удалось собрать максимально обширный архивный материал о трудах святителя Софонии. Сотрудниками нашей епархии и семинарии обнаружены и скопированы четыре его послужных списка за 1847, 1855, 1863, 1872 годы, к которым исследователи не обращались практически последние 100 лет. Из наиболее важных находок следует назвать полные тексты отчетов архиепископа Софонии по Туркестанской епархии за 1872, 1873, 1874 и 1876 годы. Эти рапорты в Петербург уточняют многие стороны трудов архипастыря, который получил Туркестанскую епархию с 27 храмами и 2 молитвенными домами, а оставил ее преемникам спустя 5 лет с 40 освященными храмами и еще 4 строящимися.

Не менее значимы находки автографов писем святителя Софонии разным лицам, как и отдельных писем, адресованных ему самому. Первоначально было известно лишь письмо святителя Игнатия (Брянчанинова) к владыке. Теперь у нас есть тексты 4-х писем к святителю Софонии от его друга и однокашника по Петербургской Духовной Академии епископа Порфирия (Успенского), основателя Русской Духовной миссии в Иерусалиме. Но, что еще важнее – найдены копии автографов ответных писем, которые характеризуют святителя Софонию как мудрого, глубокомысленного человека, обладающего искренней и горячей верой.

Помимо уже опубликованных трех писем, обнаружены два новых письма святителя Софонии к святителю Иннокентию (Борисову), молитвеннику земли Херсонской. Эти два письма были скопированы, и, оказалось, что наше обращение к этим историческим документам было первым за последние 150 лет. А именно, в одном из этих писем владыка прозорливо говорит о том, что святитель Иннокентий удостоится прославления в лике святых и будет предстоять перед Престолом Господним в сонме праведников.

В нашем распоряжении есть и полный текст письма 1872 года архиепископа Софонии к митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому Исидору (Никольскому), первенствующему члену Святейшего Синода, который был наставником будущего Туркестанского иерарха и в годы его учебы в духовной академии, и в годы ректорства в Могилевской семинарии. В этом письме владыка Софония пишет своему старшему собрату о первых своих впечатлениях от трудов на архиерейской кафедре в Центральной Азии.

В наличии у нас и письмо 1848 года из Константинополя Константину Степановичу Сербиновичу, директору канцелярии Святейшего Синода, где проявляется озабоченность святителя Софонии вопросом присоединения несториан, живущих на севере Османской Империи, к Православию. Все эти письма, наряду с имевшимися уже в наличии копиями писем архиепископа Софонии своему сокурснику по Академии епископу Нижегородскому Иереимии (Соловьеву) (в схиме – Иоанну), составляют значительный корпус текстов, который может быть издан с качественным научным комментарием и пролить свет не только на отдельные черты характера и жизни нашего Туркестанского подвижника, но и на отдельные доселе неизвестные факты церковной жизни того времени. Есть множество других документов, которые удалось найти в архивах и скопировать. Среди таких исторических бумаг – переписка святителя Софонии с князем П.А. Вяземским, который был лучшим другом А.С. Пушкина вплоть до кончины поэта.

Каждое новое письмо, новый архивный документ показывает святителя Софонию как авторитетного духовного наставника и подвижника благочестия. «Верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11:25), – говорит Господь, поэтому живы и торжествуют в вечности Его достойные служители – архипастыри и пастыри, монашествующие и миряне. Их имена вписаны золотыми буквами в историю Православия в Казахстане. «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13:7), – заповедует апостол Павел. Образ святителя Софонии, пример его жертвенности и трудолюбия обладает огромной нравственной силой, являет истинность Евангелия Христова.

Наш священный долг – бережно хранить память о владыке Софонии, который своими трудами способствовал распространению правды Божией на древней Казахстанской земле, жизнь свою отдал служению Святой Церкви.

Вечная и благодарная память архиепископу Туркестанскому и Ташкентскому Софонии – подвижнику благочестия, проповеднику истины, ревностному труженику на ниве Христовой, апостолу Великой Степи и Семиречья.

Послания митрополита Александра