Празднование в память Перенесения мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в город Бари. Митрополит Александр возглавил Литургию в Никольском храме Алма-Аты
Дар Президента Казахстана – Тихвинская икона Божией Матери – представлена православным верующим
В день памяти святого апостола и евангелиста Марка Глава Митрополичьего округа совершил Литургию в синодальном храме в честь Астанайской-Почаевской иконы Божией Матери
Митрополит Александр удостоен государственной награды Казахстана – медали «Астана 20 жыл»
Выступление митрополита Астанайского и Казахстанского Александра на VII Съезде православной молодежи Казахстана

8 мая 2018 года. Астана. В зале церковных собраний духовно-культурного центра Казахстанского Митрополичьего округа имени равноапостольных Кирилла и Мефодия начал работу VII Съезд православной молодежи Казахстана.

После оглашения приветствий председателя Синодального отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви епископа Люберецкого Серафима и министра по делам религий и гражданского общества Республики Казахстан Д.А. Калетаева работу форума своим выступлением открыл Глава Православной Церкви Казахстана митрополит Астанайский и Казахстанский Александр.


Ваше Преосвященство, владыка Геннадий!
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Христос воскресе!

Словами этого апостольского гимна сердечно приветствую участников VII-го Съезда православной молодежи Казахстана, посвященного развитию в Церкви добровольческого молодежного служения.

Стало доброй традицией в пасхальный период собираться делегатам православных молодежных объединений Казахстанского Митрополичьего округа и гостям из России и стран Ближнего зарубежья в столице Казахстана – Астане – для обсуждения актуальных вопросов духовной жизни подрастающего поколения и определения новых, интересных форм участия молодых людей в различных видах церковной деятельности.

Наш Форум приурочен к дню празднования Победы наших народов в Великой Отечественной войне. Замечательно, что на нынешнем Съезде вновь присутствуют делегации православной молодежи из Российской Федерации, Белоруссии, Литвы, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Победа в минувшей войне на сегодняшний день является важнейшим фактором, который объединяет жителей некогда единой страны, а ныне граждан независимых государств, находящихся на территории одной шестой части суши земного шара. Достаточно взглянуть на безбрежное море людей, которое ежегодно 9 мая заполняет парк 28-ми гвардейцев-панфиловцев в Алма-Ате, и прилегающие к нему проспекты и улицы, чтобы убедиться: значение Победы не умаляется, этот праздник нужен Казахстану и, как уверен, и другим странам, имевшим в ХХ веке общую историю. Вопреки всем внешним влияниям его продолжают широко отмечать и на братской Украине, и в Прибалтике, и в Беларуси, и в странах Средней Азии. И нет другого дня в году, когда мы бы так ясно ощущали единство представителей всех национальностей, чьи родители, деды, а уже и прадеды избавили мир от фашистской чумы.

В прошлом столетии православному славянскому миру было суждено претерпеть тяжкие и длительные испытания, пройти чрез горнило огненного искушения (1Пет. 4:12). Всею своей мощью на наши народы обрушились тоталитарные идеологии богоборческого коммунизма, неоязыческого фашизма и национал-социализма. Нынешний год для Казахстанского Митрополичьего округа особый – он проходит под знаком 100-летия со дня мученического подвига святителя Пимена, епископа Верненского и Семиреченского. Буквально позавчера в Алма-Ате в ознаменование этого события мы провели торжественное собрание и открыли юбилейный Год первого страдальца за имя Христово на земле Казахстана – епископа Пимена (Белоликова). Размышляя о подвиге святителя Пимена, и обо всех, кто последовал вслед за ним на Голгофу ХХ века, важно осознавать, что христианское мученичество – это не просто мужественная смерть в борьбе за свои убеждения. Прежде всего, это усилие, ценой собственной жизни, исправить человеческую неправду, исцелить духовную слепоту людей светом Евангельской истины. Горячей верой, кротостью, незлобием и правдой своего свидетельства они преодолевали неверие, попирали смерть и преображали лежащий во зле мир. Христианское мученичество – это не смерть и забвение, а торжество подлинной жизни.

По милости Божией на постсоветском пространстве ушли в прошлое страшные времена гонений на Православие, и мы с вами можем свободно исповедовать веру во Христа, Распятого и Воскресшего, и свидетельствовать ближним и дальним об истинности, величии и красоте нашей веры – веры апостолов, мучеников, преподобных и праведных. Мы должны ясно осознавать, что наша сегодняшняя встреча, равно как и осуществление всех остальных молодежных, просветительских, научных, культурных, социальных проектов, само возрождение Православия после 70-ти лет гонений, стало возможным, благодаря молитвам бесчисленного сонма мучеников и исповедников веры Христовой, своим жертвенным подвигом приблизивших время освобождения Церкви из оков нового «вавилонского пленения».

Но простых времен не бывает, на протяжении всей человеческой истории происходит непрестанная борьба добра со злом. Сегодня и наша Церковь, и вся человеческая цивилизация вновь сталкивается с разнообразными вызовами. Нынешний враг зачастую не менее жесток и гораздо более коварен. В июне 1900 года философ Владимир Соловьев пророчески писал: «Вера будет гонима – быть может, менее резким способом, чем в нероновские дни, но более тонким и жестоким: ложью, насмешкой, подделками – да и мало ли чем еще!» Из средств массовой информации каждый из нас знает о страшных террористических актах против христиан в таких ближневосточных странах, как Сирия, Ирак, Египет и Ливия. В нескольких странах Африканского континента также происходят страшные события. В одной только Нигерии за последние несколько лет уничтожено более 900 христианских храмов. Систематическим гонениям, преследованиям, казням подвергаются христиане в Танзании, Судане, Сомали, Индии, Центральной Африканской Республике. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркивает, что «нет другой группы людей, которая бы подвергалась сегодня таким же страшным испытаниям, как христиане. Многие погибают, храмы разрушаются, под разными предлогами христианская вера вытесняется за пределы общественной жизни, особенно в так называемых просвещенных странах».

Слава Богу, что Казахстан в это сложное время являет всему мировому сообществу пример устойчивой модели взаимодействия этносов и религий, благодаря которой обеспечивается стабильность и атмосфера созидания и согласия в обществе. Как отметил Президент страны, многоуважаемый Нурсултан Абишевич Назарбаев, «наша модель межнационального и межрелигиозного согласия – это реальный вклад Казахстана в общемировой процесс взаимодействия различных конфессий». Большинство граждан Республики исповедуют Ислам ханафитского мазхаба, вторая по численности конфессия – Православие. Именно эти две религии по словам главы государства являются духовными крыльями Казахстана. Сложившиеся за годы независимости государственно-конфессиональные отношения и конструктивный диалог между Духовным управлением мусульман Республики, Казахстанским Митрополичьим округом и представителями иных традиционных религий нашей страны являются основой стабильности казахстанского общества, гарантом сохранения на просторах Великой степи главных ценностей многонационального и многоконфессионального народа Казахстана – добрососедства, братолюбия, согласия и взаимного уважения. Церковь в любой исторической или социально-политической обстановке неизменно отстаивала евангельский идеал любви и мира. Вот почему она всегда в тех или иных условиях отрицала и отрицает любую форму насилия и разрушений. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1Ин. 4:20). – предупреждает нас Священное Писание.

На молодом поколении всегда лежит особая ответственность за будущее. И все вы, юноши и девушки, присутствующие сегодня в этом зале, своими словами, идеями, поступками и устремлениями будете определять какими станут страны, в которых мы живем, спустя совсем небольшой отрезок времени. Здесь, наверное, возникает у многих вопрос: «Что и как я, самый обычный человек, могу сделать для торжества любви, истины и веры в этом мире?» На эти сомнения отвечает нам апостол Павел: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:13). Сила и мужество христиан в кротком и неуклонном свидетельстве об истине в любых условиях, в готовности всегда служить этой истине. Вера во Христа, Распятого и Воскресшего, открывает для нас путь наиболее эффективного противостояния злу и исправления окружающего нас мира. И, конечно же, каждому молодому человеку важно найти точку применения своих талантов, способностей и сил. Интересную мысль по этому поводу высказал известный религиозный мыслитель XIX века Чарльз Сперджен: «Нет паука, висящего на стенах, который не имел бы своей задачи; нет былинки, растущей в углу двора без своего назначения. Нет ни одной букашки, ползающей или летающей, не исполняющей какого-то божественного повеления. И я никогда не допущу мысли, что Бог сотворил какого-нибудь человека, особенно христианина, для безделья, чтобы он был ничем. Он сотворил тебя для какого-то дела! Сам узнай, для чего; найди свое место и заполни его».

В чем еще сила молодого поколения? В умении объединяться, дружить и сообща решать сложные задачи. Съезд, который мы проводим уже в седьмой раз, является тому хорошим подтверждением. Хотел бы напомнить слова апостола Петра, ставшие девизом молодежного движения в Русской Православной Церкви: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1Пет. 4:10). Каждый из нас уникален, неповторим, каждого из нас Бог наделил особыми талантами, дарованиями, способностями. В дружеском соработничестве, в синергии, эти дары усугубляются, обретают особую силу и то, что казалось невероятным для одного человека, становится вполне осуществимым и достижимым в коллективе единомышленников. Поэтому в решении задачи духовного оздоровления общества большую роль призваны сыграть православные молодежные организации. Что необходимо сделать, чтобы создать такую организацию? Приказом, росчерком пера на бумаге этого сделать не получится. Необходим конкретный проект, общее дело, вокруг которого могло бы произойти объединение православных молодых людей. Такие проекты могут быть самыми разными: от создания бригады для восстановления порушенной святыни до организации спортивной секции или группы, поддерживающей одиноких стариков и инвалидов. Проблема заключается в том, что активность новообразовавшейся группы необходимо постоянно поддерживать. А, значит, необходимы: во-первых, лидеры, во-вторых, серьезные, содержательные проекты, которые могли бы осуществляться на местном уровне и вовлекать в группу все новых и новых людей. Церковное священноначалие, приходские священники, руководители епархиальных молодежных отделов сегодня призваны развивать активность молодых людей, поддерживать любые их инициативы, не сдерживать, а поощрять развитие их лидерских способностей. Пора каждому церковному человеку составить ясное представление: идеал христианина – это не пассивный образ человека, смирившегося со всеми жизненными несовершенствами, а образ труженика, подвижника и, если хотите, борца. Всякий, если он не выборочно и тенденциозно подбирает евангельские цитаты, а по-настоящему напитался самим духом Евангелия, непременно со мной согласится. Теперь о серьезности проектов. Это самое сложное. Проекты православного молодежного движения должны быть: а) неполитическими; б) духовно содержательными; в) вызывать понимание, а не недоумение и, тем более, раздражение в церковном и светском обществе.

Чтобы создавать и успешно проводить новые проекты в сфере православного молодежного движения, необходимо мобилизовать творческие усилия многих, как говорят сегодня, «креативных» умов. Было бы целесообразно создать в Казахстанском Митрополичьем округе штаб руководителей молодежных проектов, в который могли бы войти такие творческие личности. Такой штаб может проводить периодические собрания, «мозговые штурмы», уединившись для работы, например, на каком-нибудь дальнем приходе.

Когда мы говорим о церковной молодежной работе, надо уметь распознавать вызовы и опасности, которые реально угрожают современным православным людям, а особенно детям и подросткам. Так сегодня, особую угрозу представляет собой не только псевдорелигиозный радикализм, но и воинствующий секуляризм. Это своего рода «антицивилизация» современного западного мира, отрицающая любую религиозную и национальную культуру и низводящая человека до уровня социального животного, движимого потребительским инстинктом. Христианскому мировоззрению, безусловно, отвечает идея неприятия безнравственного навязывания личности унифицирующего бездуховного мировоззрения и образа жизни. А что мы, православные люди, можем противопоставить этому натиску бездуховности? Ответ очень прост: прежде всего личный духовный подвиг. А как осуществить личный подвиг? Уходить в леса и монастыри, подобно древним преподобным? Нет, поскольку это особый путь, свойственный единицам. Тем более, если речь идет о молодых людях, в характере которых присутствует непреодолимое естественное стремление к обучению и общению. Так что же делать?

Святейший Патриарх Кирилл, выступая в Москве на Студенческом Форуме очень точно заметил следующее: ««Подвиг», «движение» – у этих слов один и тот же корень и между ними – несомненная смысловая связь. Не может быть подвига без движения. А движение вперед предполагает напряжение всех сил, концентрацию энергии, разума, воли, чувств. Движение предполагает высокое целеполагание, и тогда движение становится подвигом». Подвиг – это всегда движение вверх, к Небу, попытка оторваться от земли, от разрушительной власти животных инстинктов над человеческой душой. Современный западный мир поражен болезненными, гипертрофированными стремлениями к удовольствиям и к комфорту. Идеология гедонизма через телевидение, интернет, массовую культуру завоевывает все больше и больше адептов. Это – путь к деградации  не просто отдельной личности, а всей человеческой цивилизации. Людям внушается, что расслабленная жизнь в неге и безделье – есть высшая и главная цель бытия. Но мы то с вами хорошо понимаем, что если человек хочет добиться успехов в учебе, в спорте, в освоении профессии, то необходим тяжелый, упорный, ежедневный труд. «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города» (Пртч.16:32), – учит нас премудрый Соломон. В ответ на эгоцентризм мира Церковь проповедует подвиг любви и деятельного служения Богу и ближнему. Христианство – религия сильного человека. Опыт многих поколений подсказывает, что одержать победу в битве с собственным эгоизмом сложнее, чем выиграть сражение с врагом на поле брани. Прожить жизнь, руководствуясь идеалами деятельного служения Богу и ближнему,  означает совершить на земле величайший подвиг.
В нашем Митрополичьем округе в 2010 году создано Православное молодежное движение. Вовлечение юноши или девушки в это Движение должно сопровождаться пробуждением в молодой душе осознания необходимости личного духовного подвига. Как движение отдельной человеческой души должно иметь цель, – эта цель в достижении спасения, как единства с Богом, – так и все молодежное Движение призвано иметь перед собою ясно обозначенную цель. А в чем заключается эта цель? Она ничем не отличается от цели личного подвига. То же единение со Христом. Эта мысль имеет глубокое богословское обоснование. Ведь Христос Спаситель учит нас: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21). «Внутрь вас» – это значит, что Божественная благодать через подвиг человека приходит к нему в душу, и потом торжествует и во всей общине. К сожалению, оглянувшись вокруг, мы не можем не сожалеть о том, насколько малым остается число молодых людей, вовлеченных в церковную жизнь, если сравнить с общим количеством крещеных в нашей Церкви. Это одновременно и наша боль, и проблема, которая остро стоит перед каждым священнослужителем и перед всей Церковью. Многие сегодня размышляют о причинах такого положения дел. Вот ведь что странно: как молодые, так и вполне зрелые серьезные люди, подчас с хорошим образованием, много читающие, заявляющие о своих религиозных взглядах и, формально принадлежащие к Церкви, не имеют никакой душевной потребности посещать богослужения и приобщаться к подлинной духовной жизни. Данный феномен «спящего христианства» объясняют по-разному. Человека захватывает и порабощает культура развлечений: сегодня можно, не выходя из дома, прожить насыщенную и интересную жизнь в виртуальном пространстве. Слышатся призывы реформировать Церковь, перевести богослужения на простой русский язык, сократить их длительность, активнее использовать в приходской практике современную молодежную, в том числе, музыкальную культуру. Мне думается, главная причина в другом: мы недостаточно хорошо объясняем приходящим в Церковь смысл таинства Евхаристии, Тела и Крови Христа Спасителя.

Учение и деятельность ряда известных православных проповедников прошлого века таких как, праведный пастырь Иоанн Кронштадтский и митрополит Сурожский Антоний (Блум), позволяет говорить о так называемой «православной евхаристической антропологии». Духовная жизнь немыслима без подлинной реальной, мистической встречи со Христом. А такая встреча происходит, прежде всего, в таинстве Евхаристии, в котором преображается отдельная личность и собирается вся христианская община. Богословие митрополита Антония можно назвать еще «богословием встречи». В одной из бесед владыка Антоний обратил внимание на то, что «по-сербски слово «встреча» значит «радость», и вот встреча – это ликующая радость, потому что каждый себя видит в другом». Если радостна встреча двух похожих людей, то сколь же радостней встреча человеческой души и Бога.

Христианство –  не безрадостная и не скорбная религия. Это не система запретов и табу, которая закрепощает человека и мешает ему жить. Христианство дает огромную энергию, оно действительно освобождает человеческий дух, поднимает человека над сиюминутными обстоятельствами времени, открывает грандиозную перспективу. Ее можно увидеть только тогда, когда ты используешь Божественный критерий в определении того, что есть твоя жизнь и жизнь других людей. И это состояние радости и благодарения Богу проистекает от доверия Господу. Греческое слово «евхаристия» в переводе означает «благодарение». В христианском богословии понятие «благодарения» очень глубокое. Обычно мы говорим, что благодарение представляет собой ответ на дарение, дар. В религиозной традиции присутствует обратная зависимость. Здесь «благодарение» – это условие общения с Богом. То есть, воспитывая в душе чувство благодарения, мы сподобляемся принятия даров от Бога. Евхаристия, как благодарение, не следует за дарами, а предшествует дарам. Пренебрегать участием в таинстве Евхаристии – значит, уклоняться от благодарения, быть неблагодарным. Именно чувство благодарения Богу побуждает человека оторваться ранним воскресным утром от постели и направиться в храм, где можно со всей семьей, с родными и близкими по духу людьми, пережить подлинную реальную встречу со Христом в таинстве Евхаристии. Сегодня мы нуждаемся в том, чтобы в полной мере актуализировать евхаристическое богословие в наших молодежных общинах.

Как бы не происходило развитие цивилизации, как бы не изменялись приоритеты в обществе, Церковь всегда останется верной своему призванию, выраженному в словах ее Божественного Основателя: «Идите, научите все народы, крестя их во Имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф 28: 19). Никакие блага цивилизации не в состоянии наполнить жизнь человека подлинным смыслом, потому что они не дают душе ни знания, ни зрения вечности. Только религиозная вера наполняет смыслом все устремления и поступки человека, дает силы совершить жертвенный подвиг. Жизнь следует посвятить тому, за что не страшно умереть. Цель жизни православного человека – в служении Богу и ближнему. Хорошо известны слова святого Евангелия: «Нет любви большей как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13). В одной древней молитве есть такие замечательные строки: «Помоги мне, Господи, не столько искать утешения, сколько утешать, не столько искать понимания, сколько понимать, не столько искать любви, сколько любить. Ибо кто отдает – тот получает, кто забывает себя – вновь себя обретает, кто прощает –  тому прощается, кто умирает – тот возрождается в Вечной жизни».
А теперь хотел бы поговорить с вами о некоторых практических вопросах. На мой взгляд, если говорить о приоритетах, то весьма важно сегодня, чтобы молодежь на приходах участвовала во внутренней миссии, в работе по приходскому консультированию людей, изредка приходящих в храм, как правило, в дни великих праздников или в связи с какими-то значимыми событиями, например, прибытием святынь. Эта деятельность может и должна принимать разнообразные формы: непосредственное общение с приходящими в храм, подготовка и раздача информационных листков и брошюр, оформление стендов и красочных баннеров. «Праздники,  –  как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, – по сути, являются сильнейшим миссионерским действием, каждый месяц напоминая о евангельских событиях и о том, что Бог сделал для нас». Давайте вспомним о том, какие очереди выстраиваются в наших храмах и рядом с ними: в Праздник Богоявления Господня – за святой водой, в Вербное воскресенье – за веточками вербы. Сколько людей приходит возжечь свечи в Пасху и Рождество! В эти дни в храмах появляются наши потенциальные прихожане, и сможем ли мы их сделать полноценными членами Церкви Христовой, зависит только от нас, от наших конкретных действий и горячего желания. Надо понимать, что священник, тем более, если он один на приходе, сам с подобной задачей не справится.  Кому, как не молодым коммуникабельным людям, помочь пастырям в осуществлении этого служения?

Еще одной актуальной задачей является для нас просветительская работа в интернет-пространстве. Уместно привести слова Святейшего Патриарха Кирилла, который посвятил этой теме не одно свое выступление. В частности, Его Святейшество говорит: «Миссия Церкви может и должна быть широко распространена в интернет-пространстве. Блоги, социальные сети – всё это дает новые возможности для христианского свидетельства. Не присутствовать там – значит расписаться в собственной беспомощности и нерадении о спасении собратьев. Сейчас, когда к церковной жизни в социальных медиа проявляется огромный интерес, пусть и не всегда здоровый, наш долг – обратить его во благо». Кому, как не молодым людям, легко ориентирующимся в этой сфере и, проводящим по нескольку часов в день в Интернете, посвящать часть своего времени проповеди Евангелия среди своих сверстников в блогах, на форумах и в соцсетях.

Мы с вами должны быть готовыми дать грамотный ответ на разного рода неприятные высказывания и заявления в адрес Церкви. Приведу небольшой пример. В городе Петропавловске ежегодно в праздник апостолов Петра и Павла совершается самый большой Крестный ход в Казахстане. Это событие освещается в СМИ и, в частности, в интернет-версиях газет и журналов. Под информационными статьями, которые сами по себе имеют позитивный настрой, помещались комментарии, часть из которых была оскорбительного характера. Какой должна быть наша с вами реакция? Конечно же, вступать в длительную дискуссию с авторами подобных высказываний не нужно, но размещение десятка-другого позитивных комментариев  качественно изменило бы ситуацию. И это, к сожалению, не единичный случай. Еще раз подчеркиваю, не нужно вступать в полемику и бесполезные споры, ни в коем случае нельзя оскорблять кого-либо. Важно своевременно и активно реагировать на оскорбления в адрес Матери-Церкви в СМИ, размещая собственные комментарии и отзывы. Конечно, все это должно носить не частный, эпизодический характер, а стать постоянной частью работы Православного молодежного движения Казахстана.

Православная Церковь Казахстана, пройдя через огненные испытания в прошлом веке, явив миру множество мучеников и исповедников, не устает призывать свою паству к деятельному служению Богу и ближнему. Особая роль в этом отводится вам –  молодым людям. Православным быть непросто. Тех, кто стремится вести праведную жизнь, подстерегает множество трудностей и испытаний. Но велика и награда от Бога. Она заключена в подлинной, нескончаемой, вечной радости, которая уже здесь на земле преображает сердце и всю жизнь православного христианина. Веру в Христа Спасителя, веру в высокое предназначение человека мы должны активно проповедовать в обществе, страдающем от нравственных пороков. Господь возлюбил до Крестной смерти каждого человека и ожидает от каждого из нас ответной любви и решимости жить по его заповедям. Ожидает добрых дел и подвига.

В завершение хотел бы процитировать глубокие слова священномученика Пимена Верненского: «Только вера Православная, может научить нас нелицемерному исполнению воли Божией, законов церковных и гражданских. Только Церковь на примерах своей истории создаст самоотверженных деятелей просвещения народного, которые бы не боялись холода и голода, усталости и гонений. Наконец, только одна Церковь живущею в ней благодатью подкрепляет этих тружеников, поддерживает слабых, ободряет малодушных».

Сердечно благодарю за труды всех подвижников православной работы с молодежью, участников волонтерского движения, лично игумена Игнатия (Сидоренко), отвечающего в Округе за это направление деятельности, священнослужителей и мирян в различных епархиях.

Желаю всем участникам Съезда плодотворной работы и благословенных успехов в деле дальнейшего развития православного молодежного служения.

Интервью митрополита Александра