В воскресный день, предшествующий Рождественскому посту, митрополит Александр совершил Литургию в Представительстве Митрополичьего округа в Москве
- 24.11.2024, 13:19
- Богослужения
24 ноября 2024 года – неделя 22-я по Пятидесятнице; день памяти великомученика Мины Фригийского, преподобного Феодора Студита и блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца.
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную Литургию в храме во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии на Патриаршем подворье города Москвы – Представительстве Казахстанского Митрополичьего округа.
Архипастырю сослужили: ключарь храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии иеромонах Антоний (Дробязко); протоиерей Андрей Павленко; проректор Алма-Атинской духовной семинарии, кандидат богословия, доктор медицинских наук, профессор игумен Агафангел (Гагуа), клирики подворья.
Литургические песнопения исполнял хор храма под управлением Анны Рожновой.
За богослужением молились: сотрудники Представительства Казахстанского Митрополичьего округа, прихожане храма, паломники, преподаватели и учащиеся воскресной школы.
После отпуста Литургии Глава Митрополичьего округа поздравил духовенство и верующих с воскресным днем и произнес слово поучения.
«Сегодняшнее евангельское чтение – ответ Господа Иисуса Христа законоучителю, стремившемуся выяснить, какая заповедь Божия самая главная и важная. Действительно, если мы откроем Священное Писание, то увидим там большое число постановлений, законов и правил. Но так или иначе, как засвидетельствовал Спаситель, все они сводятся лишь к двум: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». На вопрос книжника: «а кто мой ближний?», Господь дает ответ притчей о «Милосердном Самарянине». Если углубиться в историю, то мы увидим, что самаряне и иудеи непримиримые, враждующие народы. А в этом рассказе милость попавшему в руки разбойников иудею оказывает не его соплеменник, а именно самарянин. В Евангелии изображен прекрасный образ прощающей, бескорыстной деятельной любви к ближнему. Такое подлинное чувство не имеет национальных, религиозных, классовых и иных преград. Одна из значимых целей нашего христианского бытия – это благо всех тех, кто рядом с нами. Дарами, которые мы обретаем в богообщении, в молитвах и таинствах, всем, что мы создали трудом своих рук или интеллектом, надо щедро делиться с ближним. Выдающийся проповедник прошлого века архиепископ Иоанн (Шаховской) пишет: «Смысл всей жизни – в бесконечной, переливающейся через край любви».
К одному из моих знакомых архипастырей после его проповеди о деятельной любви к ближнему подошел человек и сказал: «Владыка, Ваша проповедь не для нас, обычных людей. Эти слова надо говорить богатым и состоятельным людям. Вот чем я могу помочь нуждающимся? У меня нет большого кошелька». На что епископ ответил: «Да, кошелька большого у тебя может и не быть. Но сердце большое и щедрое ты иметь обязан». Творить добро людям можно разными способами. Не всегда проблема заключается в отсутствии материальных средств, и даже нуждающемуся в деньгах человеку важна не просто поданная в руку монета, а необходима доброта, участие, понимание. В воспоминаниях митрополита Сурожского Антония (Блума) есть рассказ из его молодости. Однажды, суровый, строгий преподаватель гимназии проходя по улице остановился перед нищим. Он ни подал ни одной монетки, а снял шляпу и о чем-то поговорил с нуждающимся. После чего нищий был весьма обрадован и душевно растроган. Когда наблюдавшие за этим гимназисты задали преподавателю вопрос о том, как он, не подав милостыни, смог обрадовать человека, учитель ответил, что просто поговорил с бедным, извинился что не может помочь деньгами, так как беден сам, расспросил его о жизни и сам немного рассказал о себе. Владыка Антоний вспоминал, как этот несчастный потом говорил, что никогда за всю свою жизнь он не был так обогащен, как в тот день, потому что с ним поступили не как с нищим, а как с человеком. Хотел бы вспомнить высказывание упоминавшегося уже мною философа Ивана Ильина: «Кто хоть раз доставил другому радость сердца, тот улучшил тем самым весь мир; а кто умеет любить и радовать людей, тот становится художником жизни».
Призываю всех в наступающие священные дни Рождественского поста умножить молитвы об искоренении ненависти и злобы, умножении любви, чтобы люди могли в мире и спокойствии жить, принося Богу дары, открывающие перед ними врата вечности». Из проповеди митрополита Александра.