Празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица»
- 25.07.2020, 10:44
- Богослужения
25 июля 2020 года – празднование в честь чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица».
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную Литургию в домовом Иверско-Серафимовском храме резиденции Главы Казахстанского Митрополичьего округа в Алма-Ате.
Предстоятелю Православной Церкви Казахстана сослужили: руководитель административного секретариата Главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров, референты Алма-Атинского епархиального управления иеромонах Алексий (Черевцов) и иеромонах Геннадий (Бурдюжа), диакон Димитрий Савченко.
Пел мужской квартет под управлением К. Быкова.
В храме молились секретарь Казахстанского Митрополичьего округа, Заслуженный деятель искусств России О.Н. Овчинников и сотрудники Алма-Атинского епархиального управления.
На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Святого Православия и сохранении Церкви Христовой от разделений и расколов; возглашалось особое прошение о спасении страны от морового поветрия. Митрополит Александр прочитал молитву об избавлении Республики от губительной эпидемии.
Архипастырь совершил поминовение новопреставленных, в числе которых – митрополит Евлогий (Смирнов) и заслуженный профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Аркадий Иванов.
По отпусте состоялось славление Пресвятой Богородице, после чего владыка митрополит обратился к присутствующим на службе со словом поучения.
«Сегодня Православная Церковь совершает празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица». Этот чудотворный образ Царицы Небесной, пребывающий ныне в Хиландарском монастыре на святой горе Афон, имеет такую отличительную особенность – в его нижней части помещено отлитое из серебра подобие человеческой руки. В древнерусской традиции рука стала изображаться не отдельно, на окладе, а непосредственно на самой иконе, как принадлежащая Богородице. Тропарь, который посвящен чудотворной иконе «Троеручица», объясняет символизм изображения. Три руки Небесной Владычицы, которые молящийся видит на иконе, указывают на тайну Пресвятой Троицы и являются призывом к Ее прославлению. Еще одно толкование изложено в тропаре. Третья рука – напоминание о материнском заступлении Божией Матери, явленном роду человеческому. «Двумя руками Сына и Господа держишь, а третью явила, как прибежище и покров чтущим Тебя, чтобы избавлять от всяких напастей и бед», - говорится в песнопении. История появления иконы «Троеручица» связана с чудом, которое Божия Матерь исполнила по молитвам преподобного Иоанна Дамаскина. За ревностное почитание святых икон праведный Иоанн интригами императора-иконоборца Льва III Исавра был обвинен перед Дамасским халифом в государственной измене. Правитель приказал отсечь кисть правой руки преподобного и повесить ее на городской площади. К вечеру страдалец испросил у халифа свою отрубленную кисть, приложил ее к суставу и пал ниц перед иконой Божией Матери. Преподобный просил Владычицу исцелить руку, которой он писал книги в защиту Православия. После долгой молитвы он задремал, и во сне ему явилась Царица Небесная, Которая пообещала скорое исцеление. Пробудившись от сна, преподобный Иоанн увидел, что его десница совершенно невредима. В благодарность за исцеление он приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего икона и получила название «Троеручица». По преданию, преподобный Иоанн написал в благодарность песнь Матери Божией «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», которая стала исполняться на Литургии святителя Василия Великого.
Для каждого православного христианина дорого и любимо имя Пресвятой Богородицы, благодаря которой в мир пришел Христос Спаситель. Мы прославляем Ее, как «честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим», то есть высшую всех ангельских сил. Матерь нашего Господа является матерью каждого христианина, поскольку во время голгофских страданий Христос в лице апостола Иоанна Богослова усыновил Ей человеческий род. Поэтому все, что связано с именем Божией Матери особо почитается православным народом – святые места, храмы и обители и, конечно же, Ее чудотворные иконы. Получение просимого, исполнение желаний и свершение надежд возможно лишь при наличии в наших сердцах искренней веры в Бога, упования на Его милость. Святой апостол Павел учит нас об этом так: «без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6). Молитвенный труд не может быть успешным без очищения собственной души, без покаяния и исправления жизни. По слову великого учителя Церкви святителя Григория Богослова, «Как туча закрывает сияние солнечных лучей, так грешник, который не хочет осознать своих грехов и отречься от них, закрывает для себя лучи любви Божией и милосердие Божией Матери». Поэтому, поклоняясь иконе Царицы Небесной, будем просить у Господа прощения наших грехов, преодоления слабостей, победы над страстями. Пусть главной темой наших просьб и молитв станет стяжание добродетельной христианской жизни, ярким примером которой является для нас Сама Божия Матерь». Из проповеди митрополита Александра.