День памяти исповедника веры и подвижника благочестия митрополита Иосифа (Чернова)
- 04.09.2021, 13:08
- Богослужения
4 сентября 2021 года – день памяти исповедника веры и подвижника благочестия митрополита Иосифа (Чернова).
Гробница приснопамятного иерарха, чье имя почитается миллионами православных верующих в Казахстане и за рубежом, находится в Софийском соборе Иверско-Серафимовского монастыря Алма-Аты.
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил заупокойную литию по старцу-святителю.
Почтить память митрополита Иосифа по традиции в Софийском храме собрались многочисленные верующие. В числе молящихся: секретарь Казахстанского Митрополичьего округа, заслуженный деятель искусств России О.Н. Овчинников; настоятельница Иверско-Серафимовского женского монастыря Алма-Аты игумения Любовь (Якушкина) с сестрами обители; настоятели и духовенство городских храмов, сотрудники Алма-Атинского епархиального управления.
По окончании богослужения к гробнице митрополита Иосифа были возложены цветы.
«В своей жизни митрополит Иосиф пережил несколько арестов, претерпел издевательства гестаповцев и более двадцати лет провел в лагерях и тюрьмах. Вслед за апостолом Павлом он мог повторить: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» (Гал. 6:17). Физическая немощь, боль в руках и ногах на всю оставшуюся жизнь станут неизгладимой печатью перенесенных страданий. Архипастырь умел прощать, он сохранил искреннюю доброжелательность; по словам современников, он к каждому приходящему к нему относился как к живому образу Божию, чем приподнимал этого человека на духовную высоту. Епископ Арсений, постригая в мантию будущего иерарха, сказал ему: «Как праведный Иосиф кормил весь народ израильский, так и ты должен всех кормить». И этот завет духовного отца владыка Иосиф пронес через всю жизнь, питая паству нетленными словами Евангелия и щедро раздавая нуждающимся милостыню. Из-за такого особого отношения архипастыря к людям, тянулись к нему, и священнослужители, и руководители власти, и православные, и представители иных религий, и простецы, и академики. Сохранилось множество воспоминания о его прозорливости и великой силе молитвы. Для митрополита Иосифа в его пастырских трудах не было различия важных и второстепенных дел, поскольку во всех аспектах своего служения видел он высочайший смысл, связь с тайнами Божиего домостроительства. Почитавший с младых лет Пресвятую Богородицу владыка Иосиф сподобился перейти в вечную жизнь именно в дни празднования Успения Божией Матери, как верный служитель Ее Божественного Сына.
Словом и делом учил верующих спасительному пути митрополит Иосиф. В одной из своих проповедей он обозначил назначение человека в этом мире: «Христос излучал непрестанно любовь и милосердие, и мы должны непрестанно сеять вокруг себя ласку, добро, сострадание. Христос воскрешал мертвых, и мы должны прилагать все усилия, чтобы будить, воскрешать спящие души наших близких». Вечная и благодарная память владыке митрополиту Казахстанскому Иосифу, иерарху, исповеднику и праведнику». Из слова митрополита Астанайского и Казахстанского Александра в память митрополита Иосифа (Чернова).
Жизнеописание митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Иосифа (Чернова)
Глубоко почитаемый верующими Казахстана исповедник Православия митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (в миру – Иван Михайлович Чернов) родился в городе Могилеве-на-Днепре (Белоруссия), в семье военного, 2 (15) июня 1893 года. Владыка вспоминал о своем детстве: «Я – сын роты, сын солдатов. С рук на руки, с рук на руки. Ванюшка да Ванюшка, Ваня да Ваня. И все офицеры меня знали. И командир полка меня знал и подарки мне всегда привозил в роту, когда приезжал посещать таковую».
В 1910 году в Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь из Киево-Печерской Лавры переносили мощи преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой. В мае мощи преподобной Евфросинии прибыли в Могилев. В городском соборе у раки преподобной при стечении множества паломников всех сословий и возрастов совершались торжественные богослужения. Простояв почти всю ночь в соборе, Ваня только к утру смог приложиться к святым мощам преподобной. На следующую ночь он увидел во сне, как мощи выносили из собора. В это время преподобная поднялась и благословила его. Утром Ваня уже знал: «В монастырь!» В 1910 году он поступил в Белынический монастырь. Затем с 1912 по 1917 год нес послушание в Тверском Успенском Отрочь монастыре, где в 19 лет был посвящен в иподиаконы. В 1918 году епископом Арсением (Смоленцем) был пострижен в монашество с именем Иосиф, а в 1920 году рукоположен в иеромонаха.
Во время несения послушания в Таганроге отец Иосиф служил в Никольском соборе, где вел борьбу против обновленцев, захватывавших городские храмы.
В 1924 году возведен в сан игумена.
В 1925 году был арестован из-за антиобновленческой позиции и осужден на два года лишения свободы. Свой первый срок он отбывал в Коль-Еле, в Коми области. По освобождении из лагеря, на Благовещение 1927 года игумен Иосиф был возведен в сан архимандрита и продолжил службу в Таганроге.
В 1932 году архимандрит Иосиф был хиротонисан во епископа Таганрогского, викария Ростовской епархии. Чин хиротонии в Ростовском кафедральном соборе совершали архиепископы Дмитровский Питирим (Крылов), управляющий делами Священного Синода; Ростовский Николай (Амасийский); Тобольский Назарий (Блинов) и епископ Барнаульский Александр (Белозер).
С февраля 1933 года владыка управлял Донской и Новочеркасской епархией. Он оставался единственным православным епископом в Ростовской области, удерживающим свою паству от живоцерковного соблазна.
В конце Рождественского поста 1935 года владыку Иосифа арестовали и осудили на пять лет концлагерей «за антисоветскую агитацию». Для отбытия срока наказания был направлен в Ухто-Ижемские лагеря Коми АССР. Его соузник по лагерю Борис Филиппов, вспоминал о владыке Иосифе: «Был он несомненно умен – русским умом, открытым, чуть с лукавинкой, был по-хорошему простонародно остроумен и, главное, никогда не унывал. И соприкасающиеся с ним заражались его русским радостным умом сердца».
В декабре 1940 году освобожден и вернулся в Таганрог, затем был выселен в Азов. В этот период принимал участие в деятельности нелегальной общины верующих «Белый дом», тайно служил, совершал священнические хиротонии и монашеские постриги. После того, как во время Великой Отечественной войны Таганрог был оккупирован немецкими войсками, он возобновил открытое служение в качестве Таганрогского епископа (с августа 1942 года).
В октябре 1943 года прибыл в Умань, где 6 ноября 1943 года был арестован гестапо по обвинению в том, что «…прислан митрополитом Сергием для работы на оккупированной территории в пользу СССР». Кроме того, подозревался немцами в работе на английскую разведку.
Митрополит Иосиф вспоминал: «В Таганроге, в архиерейских покоях висела икона 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся. Я, будучи еще молодым иеродиаконом и келейником владыки Арсения, часто проходил мимо этой иконы, но не оказывал должного почитания этим 40 страдальцам и даже немного сомневался в их существовании: то ли были они, то ли их не было...
И вот, зимой 1943 года, в Умани я сидел в гестаповской тюрьме, где окна были без рам, а на улице стоял страшный мороз. Я был почти раздет – на мне только подрясник. И тогда, в этом каменном мешке, я просил смерти: «Господи, дай мне умереть!» Невозможно было, не было сил терпеть эту стужу. Тогда-то я вспомнил о 40 мучениках Севастийских и стал им молиться, просить прощения за то, что не оказывал им должного почитания, не понимал их мученического подвига. Молился горячо, усердно – и вскоре от души отступило отчаяние, по телу разлилось тепло, и я согрелся. И после того, как холод и отчаяние отступили, открылась дверь камеры и мне принесли передачу – Святые Дары, хлеб и теплую одежду.
К городу подступали советские войска, и немцы стали расстреливать заключенных. И вот, я взял в ладони Святые Дары и всю ночь перед ними молился. Верующие Умани собрали золото и подкупили помощника начальника тюрьмы. Он дал слово, что оставит меня в живых, и действительно, тогда как пленных немцы – одних угнали с собой, других расстреляли, – я же остался жив».
Владыку освободили 12 января 1944 года. Вскоре он выехал в Москву для встречи с Патриархом Сергием, но по дороге был арестован в Киеве 4 июня 1944 года. Содержался в Москве в Бутырской тюрьме, затем был переведен в Ростов-на-Дону. В феврале 1946 года военный трибунал войск НКВД Северо-Кавказского округа в закрытом судебном заседании в составе трех человек без участия обвинения и защиты осудил епископа Иосифа на 10 лет с поражением в правах сроком на 5 лет с конфискацией имущества. Срок заключения отбывал в Челябинском лагере особого назначения, с 1948 года – в КарЛаге. Работал на строительстве кирпичного завода, был санитаром в санчасти отделения.
Владыка рассказывал, как они встречали Пасху в лагере, сидя в одной камере с Чебоксарским архиереем Эммануилом. Каким-то чудом прихожане смогли передать им в заключение хлеб, вино, пасхальное яичко. Вместо престола они положили одного старенького архиерея, чтобы служить литургию на его мощах – ведь все они на тот момент были исповедниками. Разумеется, на тот момент он был жив, но когда служба закончилась, архиерей оказался мертв.
Некоторые из уголовников, сидевших вместе с владыкой, выходили из тюрьмы преображенными, верующими людьми. И впоследствии, уже на свободе, они находили владыку, списывались с ним, приезжали к нему как к большому другу и благодарили за то, что он помог им переосмыслить свою жизнь, духовно возродиться.
4 июня 1954 года исполнилось 10 лет с момента ареста. В этот день владыка был освобожден из КарЛага и этапирован в ссылку на поселение в Кокчетавскую область, Алабатинский совхоз, поселок Ак-Кудук Чкаловского района. Владыке Иосифу было уже за 60, но его все еще вынуждали физически работать: в совхозе Алабатинском возил на быках воду для освоителей целины.
В марте 1956 года владыка Иосиф был освобожден от дальнейшего нахождения в ссылке и назначен настоятелем Михайловского Архангельского храма городп Кокчетава. Через месяц был переведен в Петропавловск и назначен почетным настоятелем собора святых апостолов Петра и Павла.
Однажды владыка рассказывал сон, который видел в заключении: «Я нахожусь в каком-то незнакомом городе. Сажусь на автобус, он спускается под гору. Под горой стоит белый высокий собор. Я захожу в него и начинаю богослужение». И когда он получил назначение в Петропавловск, там он увидел тот самый собор – апостолов Петра и Павла, – который впоследствии стал кафедральным собором.
22 ноября 1956 года Указом Священного Синода владыка Иосиф был назначен епископом Петропавловским, викарием Алма-атинской епархии. В Петропавловске, неподалеку от Всехсвятской церкви, располагались покои убиенного епископа Петропавловского и Акмолинского Мефодия. Владыка Иосиф потратил много времени и сил, чтобы найти могилу епископа Мефодия, но она до сего дня так и остается неизвестной. В подвале Всехсвятской церкви были найдены дикирий трикирий и прочие атрибуты для архиерейского богослужения, принадлежавшие епископу Мефодию. Владыка Иосиф использовал их, совершая первые архиерейские службы.
Часто он уходил молиться на берег реки Ишим. Там около камня было у него излюбленное уединенное место.
18 марта 1957 года была образована самостоятельная Петропавловская епархия, и владыка Иосиф поставлен управляющим ею с титулом Петропавловский и Кустанайский.
25 февраля 1958 года епископ Иосиф возведен в сан архиепископа.
15 сентября 1960 года Указом Священного Синода назначен архиепископом Алма-Атинским и Казахстанским, а Петропавловская епархия была ликвидирована с передачей всех церквей в Алма-Атинскую епархию.
Епархия была в трудной ситуации – после смерти уважаемого прихожанами митрополита Николая (Могилевского) в ней происходили конфликты. Архиерей смог успокоить волнения и заслужить доверие паствы, став достойным преемником владыки Николая.
25 февраля 1968 года владыка был возведен в сан митрополита.
Митрополит Иосиф был выдающимся проповедником. Он старался проповедовать за каждым богослужением и говорил как власть имеющий. Его проповеди отличались особой живостью, образностью и поэтичностью. Владыка желал донести до слушающих, прежде всего, смысл Евангельского повествования, которое читалось за Литургией, раскрыть его содержание более широко, более картинно и производил сильное впечатление на верующих, которые еще долго обсуждали между собой услышанное.
Кроме того, он умел найти общий язык с любым по званию и возрасту собеседником. Владыка непременно обращал внимание на свою речь, подбирал удачные слова и выражения, отчего речь его становилась интересной, яркой, запоминающейся.
Владыка очень любил молитву. Он молился подолгу, не только днем, но и ночью, в домашней церкви и в своей келье, где был нарядно украшенный святой угол, или же в кабинете, где на его рабочем столе стоял небольшой аналой, на котором лежали епитрахиль, книги и архиерейский чиновник. Часто можно было видеть владыку стоящим во весь рост или коленопреклоненным перед святыми образами. У него не было установлено для молитвы определенного времени. В дневные часы он молился в промежутках между беседами и встречами с посетителями и в течение дня постепенно прочитывал все положенное монашеское правило.
Митрополит Иосиф известен как гимнограф. Он составлял молитвы, которые читал на молебнах: в день 25-летия Патриаршества Святейшего Патриарха Алексия I (1970 год), всем русским святым (1971 год). Известны три акафиста, им составленные: преподобной Пелагии, святителю Павлу исповеднику, архиепископу Цареградскому, великомученику Иакову Персиянину, праведному Иосифу Прекрасному. Они были составлены в Азове в 1942 году. Иконы с частицами мощей этих святых находились в домовом храме митрополита.
Последнее богослужение владыка Иосиф совершил в день погребения Божией Матери, в пятницу 29 августа, вечером. Обнося плащаницу вокруг собора, владыка сказал: «Вот-вот и мое скоро наступит успение». Скончался владыка через несколько дней – 4 сентября 1975 года на 83-м году жизни Похоронен митрополит Иосиф был на городском кладбище Алма-Аты рядом со своим святым предшественником – святителем Николаем, митрополитом Алма-Атинским и Казахстанским, исповедником.
Ныне место его упокоения находится в Софийском соборе Иверско-Серафимовского женского монастыря Алма-Аты.