Игумения Любовь (Якушкина): «Ни одной добродетели нельзя взрастить в душе монашествующего без послушания и смирения». К 20-летию возрождения Иверско-Серафимовской обители Алма-Аты
- 06.03.2023, 12:33
- Митрополия
В 2023 году исполняется 20 лет с момента возрождения монашеской жизни в Иверско-Серафимовском женском монастыре города Алма-Аты. Вниманию посетителей сайта предлагается статья настоятельницы обители – игумении Любови (Якушикной). Матушка настоятельница рассказывает об истории и современной жизни монастыря и делится размышлениями о значении монашеского подвига.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Монастыри – тихая пристань. Они подобны светочам, которые светят людям, привлекая всех к своей тишине». Такой тихой пристанью и светильником веры на землях Семиречья был в дореволюционные времена женский монастырь города Верного, посвященный Иверской иконе Царицы Небесной и преподобному Серафиму Саровскому. Обитель основана выдающимся иерархом и мужественным исповедником Евангельской истины – епископом Димитрием (Абашидзе), прославленным в лике святых как схиархиепископ Антоний. Указ Святейшего Синода об учреждении монашеской общины в городе Верном принят 20 декабря 1908 года.
Женская община росла стремительно, и по прошествии короткого периода времени со дня основания монастыря число сестер достигло сотни. Монашествующих духовно окормляли иеромонахи Серафим (Богословский) и Анатолий (Смирнов), совершавшие служение в Успенской церкви Туркестанского архиерейского дома. До своего назначения в город Верный монахи и подвижники Серафим и Анатолий – воспитанники Рождество-Богородицкой Глинской пустыни Курской епархии – подвизались в Свято-Троицком монастыре на берегу озера Иссык-Куль. Известно, что они являлись весьма образованными и талантливыми людьми, – отец Серафим обладал даром иконописца и имел прекрасный певческий голос, отец Анатолий был замечательным певцом и незаурядным регентом. Оба они пострадали за Христа и прославлены в лике святых как преподобномученики.
Иверско-Серафимовский монастырь рос и благоустраивался, живя в молитвах и трудах и пополняясь новыми насельниками. Окрестные жители встретили его появление с любовью, щедро жертвуя обители пшеницу, муку и овощи. Монахини неустанно трудились. В число монастырских послушаний входило: литье восковых свечей, шитье одежды и риз для священства, клиросное пение, писание синодиков, рукоделие, письмоводство, ткацкие, позолотные, переплетные работы. Славились своим искусством рукодельницы и золотошвеи, подвизавшиеся в монастыре. Монахини сеяли пшеницу, овес, гречиху, ухаживали за скотиной, содержали обширные огороды и сады, имели ульи на епархиальной пасеке в урочище Медео. В монастырской просфорне выпекались просфоры для всех городских и некоторых пригородных церквей. В годы Первой Мировой войны монастырь содержал и обучал до 30 девочек-сирот.
Сейчас в храмах Иверско-Серафимовского монастыря за каждой Литургией и на неусыпаемой Псалтири молитвенно воспоминаются первые настоятельницы монастыря: монахиня Паисия (Крючкова), игумения Нектария (Димитриева) и игумения Ефросиния (Бакуревич). Основателя монастыря – епископа Димитрия (Абашидзе), прославленного в лике святых как схиархиепископа Антония мы почитаем особо. Его икона с частицей святых мощей – дар митрополита Астанайского и Казахстанского Александра – стала ныне одной их известных святынь обители.
Но время полной богоугодных трудов жизни монастыря было недолгим. После октябрьского переворота Иверско-Серафимовской обители была уготована страшная судьба большинства монастырей страны. В 1918 году монастырь, чтобы выжить в новых условиях, стал именоваться сельскохозяйственной Иверской трудовой общиной. Но весной 1922 года его все же закрыли, монахинь выселили, часть корпусов разобрали на строительные нужды, а в остальных разместили «Инвалидный дом». После закрытия обители здание Софийского собора по распоряжению новых городских властей переоборудовали в клуб Красных партизан, потом – в кинотеатр «Ударник».
До 80-90-х годов ХХ столетия дожили инокини Александра (Нагибина), Феодора (Бухарцева) и монахиня Магдалина (Халина). Они донесли до нынешнего поколения много и радостных, и скорбных преданий о недолгой – всего 13 лет, но поистине героической и насыщенной яркими событиями жизни женской монашеской общины города Верного. С 1921 года, когда Иверско-Серафимовская обитель была безжалостно уничтожена, по 2003-й в Алма-Ате не было ни одного монастыря.
С конца 80-х годов прошлого века оковы насильственного атеизма стали постепенно ослабевать и в 1989 году епископ Алма-Атинский и Казахстанский Евсевий предпринял попытку вернуть полуразрушенный Софийский храм Православной Церкви. Вопрос возвращения собора поднимался даже в местной прессе, но пока эта тема обсуждалась, здание храма было разрушено окончательно. Место, где некогда стоял первый храм города Верного, превратилось в заросший бурьяном пустырь. Только в 1998 году трудами архиепископа Алма-Атинского и Семипалатинского Алексия (ныне – митрополит Тульский и Ефремовский) эту территорию Православная Церковь получила в бессрочное и безвозмездное пользование. В начале 2000-х годов стараниями священнослужителей и активных мирян началась расчистка фундамента Софийского собора. Тогда были обнаружены склепы Туркестанских святителей: архиепископа Софонии (Сокольского) – апостола Великой степи, и епископа Никона (Богоявленского), с их честными останками.
Летом 2003 года прибывший на Алма-Атинскую кафедру митрополит Мефодий (ныне – митрополит Пермский и Кунгурский) принял решение о воссоздании Иверско-Серафимовского женского монастыря. Обитель и разрушенный собор в честь святых покровительниц Семиречья мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии предполагалось восстановить на территории, некогда прилегавшей к Софийскому храму.
В ноябре 2003 года митрополит Мефодий направил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II рапорт, в котором испрашивал «благословения на преобразование Софийского прихода города Алма-Аты в женский Иверско-Серафимовский монастырь и возобновление в нем монашеской жизни», и уже 26 декабря Священный Синод Русской Православной Церкви постановил: «Благословить преобразование Софийского прихода города Алма-Аты Республики Казахстан в Иверско-Серафимовский женский монастырь для возобновления в нем монашеской жизни». Тогда же началось строительство первого храма на территории разрушенного монастыря – церкви в честь блаженной Матроны Московской. Уже через год храм в честь почитаемой старицы был построен. 19 мая 2004 года владыка Мефодий освятил фундамент Софийского собора и заложил первый камень в основание восстанавливаемой святыни.
30 марта 2005 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II настоятельницей воссоздаваемой обители было определено стать мне. За плечами у меня были труды и настоятельство в Свято-Троицком Никольском женском монастыре в Ташкенте. Вместе со мной из Узбекистана в Алма-Ату прибыли новые насельницы.
Мне посчастливилось на жизненном пути встретить людей большой силы духа, настоящих праведников. В начале 70-х годов прошлого столетия Господь даровал мне возможность общаться с подвижником земли Казахстанской – митрополитом Алма-Атинским и Казахстанским Иосифом (Черновым). Владыка был необыкновенным человеком, с большим чувством юмора, прозорливым, имевшим огромную любовь к людям, освещенным изнутри силой великой веры. Я старалась запомнить и усвоить все, чему святитель учил нас. Мой монашеский постриг, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена, 17 апреля 1978 года в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры совершил архимандрит Кирилл (Павлов). Этот всероссийский старец и духовник лавры был и моим духовным отцом. Подвижники и учителя Церкви говорят о важности для монашествующих иметь опытного духовного руководителя. «Нет несчастнее и ближе к погибели людей, не имеющих наставника в пути Божием», – предостерегает преподобный авва Дорофей.
Шесть лет Господь определил мне трудиться на Святой Земле в Горненском женском монастыре в Иерусалиме, где настоятельницей в то время была игумения Софрония (Ребрий). Еще одной большой школой монашеской жизни стал для меня Свято-Троицкий Сергиев монастырь в Риге, являвшийся колыбелью современного российского женского монашества. «Всероссийская игумения» – так называл Магдалину (Жигалову) – матушку настоятельницу Рижской Свято-Троицкой Сергиевой обители приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II, лично знавший и очень уважавший ее. В обители поучили воспитание немало матушек-игумений, в числе которых: настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова), настоятельница Покровского монастыря города Якутска игумения Архелая (Биянова), настоятельница Успенского монастыря города Александрова игумения Иоанна (Смуткина), возобновительница иноческой жизни в Казанской Амвросиевской пустыни в Шамордино приснопамятная игумения Никона (Перетягина), настоятельница Пензенского Троицкого женского монастыря приснопамятная игумения Митрофания (Перетягина).
Первым моим большим послушанием в Алма-Ате стало возведение храма в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии. Средства на строительство нового монастырского собора поступали от огромного числа людей. Среди благотворителей были не только православные христиане, но и мусульмане, и представители иных конфессий. Неравнодушные люди помогали не только финансово: привозили строительные материалы, трудились на стройке. Как и 100 лет назад Иверско-Серафимовская обитель и Софийский собор строились на народные пожертвования. Собор возводили по старым дореволюционным фотографиям и архивным материалам. И в скором времени перед горожанами предстал во всем своем великолепии храм – точно такой же, в каком молились верненцы в конце XIX - начале XX-го веков. Отличие нового здания от предыдущего заключалось в использовании современных сейсмостойких материалов. 30 сентября 2007 года митрополит Мефодий совершил чин великого освящения возрожденного храма. В тот момент над окрестностями Алма-Аты разнесся радостный, праздничный перезвон колоколов, возвещающий о новом рождении святыни.
Почти через 8 лет после того как владыка Мефодий освятил фундамент собора и заложил первый камень в основание восстанавливаемой святыни завершилось строительство всего монастырского комплекса, в который вошли: Софийский храм, церковь во имя блаженной Матроны Московской, часовня преподобного Серафима Саровского, водосвятная часовня, келейный корпус на 70 мест с просторной трапезной, блок с мастерскими. Хотелось бы отметить, что строя храмы и обустраивая быт монастыря, все мы понимали, что наша обитель должна стать училищем благочестия, в которой подвизаются монашествующие, призванные стать сосудами Святого Духа. Все делание монаха есть любовь к Богу, заключающая в себе и любовь к ближнему.
С прибытием на архипастырскую кафедру весной 2010 года нового иерарха – митрополита Астанайского и Казахстанского Александра – в жизни обители открылась новая страница. Владыка поставил своей целью привлечь к монастырю внимание не только жителей Южной столицы, но и паломников со всего Казахстана и даже из зарубежных стран. Начался этап благоукрашения обители, наполнения ее различными святынями, в числе которых – чтимый образ Феодоровской иконы Божией Матери, списки «мера в меру» с чудотворных Курской-Коренной иконы и Тихвинского образа Царицы Небесной, точная копия небоявленного Годеновского Креста. Паломники, посещающие обитель, имеют возможность поклониться честным мощам мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, мученицы Агафии Панормской – небесной заступницы от землетрясений и стихийных бедствий, блаженной старицы Матроны Московской, великомученика и целителя Пателеимона, праведного Симеона Богоприимца, святителя и врача Луки, архиепископа Крымского. В Софийском соборе хранится уникальная икона, некогда принадлежавшая исповеднику веры архиепископу Костромскому Кассиану (Ярославскому), содержащая в себе мощи более 30 известных угодников Божиих, среди которых – апостол Андрей Первозванный, пророк Даниил, первомученик архидиакон Стефан, святитель Василий Великий, великомученики Георгий Победоносец и Феодор Стратилат.
29 сентября 2015 года митрополит Александр совершил чин освящения новосозданных росписей Софийского собора, выполненных артелью талантливых изографов из города Палех (Россия, Ивановская область). Работы над росписью продолжались в течение пяти месяцев. Площадь расписанных стен и сводов собора составила более 2000 м². Фрески, покрывают стены сплошным живописным ковром и гармонируют с иконостасом собора. В живописной отделке в изобилии присутствуют красные оттенки – символ мученичества, так как храм посвящен святым страдалицам за Христа, и золотистые – символ сияния Небесной славы и вечности. Среди ликов угодников Божиих представлены новомученики и исповедники, просиявшие в Казахстане. Собор украсили иконы, написанные выдающимся изографом современности, Заслуженным художником России Сергеем Соколовым.
Новый резной иконостас с прекрасными иконами и росписи украсили храм блаженной Матроны. Преобразился интерьер Серафимовской часовни. Особые слова благодарности хотелось бы произнести в адрес наших благодетелей, которые вняли призыву митрополита Александра и оказали немалое содействие в благоустройстве территории обители и благоукрашении ее храмов.
В 2015 году решением Синода Казахстанского Митрополичьего округа в Софийском соборе Иверско-Серафимовского монастыря были погребены в мраморной гробнице честные останки исповедника веры и подвижника благочестия митрополита Иосифа (Чернова). Память о двух великих святителях – архиепископе Софонии (Сокольском) и митрополите Иосифе (Черновом) бережно хранится в обители. Не оскудевает поток паломников, текущий к гробнице владыки Иосифа: люди возжигают свечи, приносят цветы. Почтить старца-святителя, попросить его молитвенной помощи приходят не только алма-атинцы, сюда прибывают паломники из разных областей Казахстана, а нередко – из России и иных стран. После Литургии у места упокоения владыки Иосифа служатся литии, возглашается «Вечная память». В ближайшее время планируется открытие дома-музея приснопамятного митрополита Иосифа, который будет создан неподалеку от монастыря по благословению и инициативе митрополита Александра, – на том самом месте, где некогда стояло здание епархиальное управление и размещались жилые комнаты святителя. В обители хранятся личные вещи приснопамятного архипастыря: митрополичий клобук и мантия, скуфья, жезл, дикирий и трикирий.
Для упокоения честных останков архиепископа Софонии (Сокольского) – апостола Центральной Азии, просветителя Великой степи – по благословению митрополита Александра возведена особая часовня. Надеюсь, что с Божией помощью, в этом году завершатся все отделочные работы, и гроб архиепископа Софонии будет помещен в подобающий склеп, над которым затеплится неугасимая лампада.
В начале 2017 года на территории обители был открыт духовно-культурный и административный центр Казахстанского Митрополичьего округа, наименованный в честь владыки Иосифа (Чернова).
В этом году рядом с монастырем открылся новый корпус Алма-Атинской православной духовной семинарии, и храм блаженной Матроны стал для студентов домовой церковью, «аудиторией №1».
Иверско-Серафимовский монастырь находится в средоточии событий не только епархиальной жизни, но и деятельности всего Митрополичьего округа. Монашествующие своими молитвами поддерживают течение церковного бытия Православной Церкви Казахстана. Владыка митрополит Александр, принимая какие-либо значимые решения, неизменно просит сестер усугубить молитвы, затеплить лампады и свечи.
Преподобный Венедикт Нурсийский основой монашеской жизни полагал принцип – «ora et labora» (молись и трудись), а преподобный авва Исаия говорил: «Труд по Богу бывает помощником добродетели; праздность есть матерь пороков». Насельницы и послушницы нашей обители много молятся и много трудятся. У монастыря на сегодняшний день есть два подворья. Первое открыто в 2015 году при храме во имя Царственных Страстотерпцев в поселке Ключи (Карабулак). На площади, близ этой церкви, в 2014 году установлен памятник преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне Романовой. В числе святынь храма Царственных Страстотерпцев – ковчег с камнем из расстрельной комнаты дома купца Ипатьева в Екатеринбурге, где пострадала Царская семья. Святыня была передана Казахстанскому Митрополичьему округу в 2012 году архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием (ныне – митрополит Ташкентский и Узбекистанский, Глава Среднеазиатского Митрополичьего округа).
Второе подворье открыто недавно, в 2021 году, при храме в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Место это известно с давних пор. Как гласят местные предания, в XIX столетии здесь явился образ великомученицы Параскевы и забил из земли ключ целебной воды. В дореволюционные времена к святому источнику совершались многолюдные крестные ходы. По молитвам к великомученице Параскеве в 1864 году в станице Софийская (ныне – город Талгар) и всем Заилийском крае прекратилось опустошительное нашествие саранчи. В 1908 году неподалеку от источника было основано подворье верненского Иверско-Серафимовского женского монастыря с храмом в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Но наступили трагические времена в жизни страны, и в середине 1920-х годов монастырские постройки и храм на источнике по решению представителей новой власти разобрали для хозяйственных нужд, а святыня – икона великомученицы Параскевы – оказалась утраченной, и до сего дня судьба ее неизвестна. Несмотря на продолжительность безбожного периода, в котором жила страна, память о чудесном, святом ключе не умерла в народе, и дорога к нему не забылась, но пришло это место в запустение. Только в 2003 году началось возрождение святыни – при поддержке неравнодушных людей была проложена дорога к источнику, сооружена купель с сенью, возведено здание церкви. В 2021 году храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» стал скитом Иверско-Серафимовского монастыря.
Митрополит Александр рассказал мне такую историю. Однажды, на прием к нему пришел весьма пожилого вида человек. Он рассказал владыке, как будучи еще совсем маленьким мальчиком вместе с бабушкой ходил на святой источник за водой. «По бытовавшей традиции богомольцы бросали в воду, рядом с чудесным ключом, небольшие монетки – копеечки. Они искрились, блестели в воде, когда солнечные лучи падали на дно святого колодца», – вспоминал этот человек. «И вот, не утерпел я, и взял, пока бабушка не видела, одну такую денежку», – каялся он, - «И хранилась эта монетка у меня всю жизнь. Берег ее, как память о родных местах и детских годах». После этих слов он передал копеечку с двуглавым орлом владыке, для церковного музея. Действительно, когда после десятилетий гонений этот участок вновь вернули церкви и стали расчищать место святого источника, обнаружилось немало таких медных копеек и полушек.
Мы с сестрами обители стараемся бережно хранить историю нашего монастыря и старинные традиции благочестия. Каждая насельница пожилого возраста – это связующее звено между нами, христианами ХХI столетия, и жившими до нас поколениями православного народа. Уже отошли в вечность схимонахини Дарья (Балезина), Серафима (Разгуляева), Евдокия (Лащилина) Валентина (Лушпа), получившие за свои заслуги перед Отечеством в годы войны государственные награды и звания «Труженицы тыла»; почили о Господе схимонахини Пелагия (Черненко) и Иоанна (Лагутина), твердо подвизавшиеся в годы гонений на Православие в чудом уцелевших от закрытия храмах.
Старейшим сестрам Иверско-Серафимовского монастыря исполнилось по 98 лет, 70 из них – жизнь в монашеском постриге. Это – схимонахини Татиана (Сошникова) и Ирина (Любицкая). Насельницы Татиана и Ирина в годы Великой Отечественной войны трудились во имя Победы, не щадя своих жизней, явили пример благородства и патриотизма. Их монашеский постриг по благословению священноисповедника митрополита Николая (Могилевского) совершил архимандрит Исаакий (Виноградов), выдающийся церковный деятель середины ХХ столетия. До 1982 года схимонахиня Татиана несла различные послушания в Алма-Атинском епархиальном управлении; многие годы трудилась секретарем-машинисткой у приснопамятного старца-святителя митрополита Иосифа (Чернова). Схимница Ирина 52 года работала в больнице скорой неотложной помощи, а затем всецело посвятила себя Богу; полвека пела на клиросе в Никольском соборе Алма-Аты.
Преподобный Макарий Великий так рассуждает: «Монашеская жизнь есть жизнь по Евангельским заповедям». Но все подвижники – и древние, и новые – свидетельствуют о том, что ни одной добродетели нельзя взрастить в душе монашествующего без послушания и смирения. Нельзя говорить о терпении, любви, кротости, не имея в качестве основы духовной жизни тайну Христа – послушание.
Впереди у нас немало задач, много планов. Всякий монастырь, имеет духовное значение как для монашествующих, так и для мирян. Люди, утомленные мирской суетой, едут в обители, зная, что нигде так быстро не успокоится душа, как там. Каждый приезжает в монастырь со своей целью. Те, кто задумываются о своей душе, хотят научиться молитве, найти утешение, – стараются пожить в монастырской обстановке, «надышаться» монастырским воздухом, успокоительно и целительно действующим на душу. Другие желают поклониться чудотворным иконам, приложиться к святым мощам, искренне помолиться о своих близких. Люди, далекие от веры или только приобщающиеся к Церкви, ожидают от своего посещения более глубокого понимания Православия. Все это мы хотим дать людям и прилагаем к этому усилия. С этой целью, по благословению митрополита Александра, в настоящее время строится большой паломнический центр на подворье в поселке Ключи. Еще одним местом, куда будут приезжать люди для молитвы и несения посильных трудов во славу Божию, станет монастырское подворье при храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в поселке Космос. Уже сейчас на подворьях монашествующие выращивают овощи и производят продукты питания, а средства от их реализации направляются на развитие различных сторон деятельности обители.
В завершение своего небольшого рассказа хотелось бы поделиться небольшими размышлениями. В детстве я часто говорила своим родителям, что хотела бы иметь большую семью. Хорошо, когда за стол садятся шесть-восемь человек – это настоящая семья. Вот Господь и исполнил мою просьбу, теперь ни сна, ни отдыха: всем нужно оказать внимание и заботу, всех нужно приветить. Это непросто, для этого нужны большие духовные силы. Поэтому постоянно прошу Господа, чтобы Он помог, чтобы все управил.
Каждая монахиня при постриге среди прочих дает обет послушания. У слова «послушание» два смысла. Первый и самый простой – полезная деятельность, труд в соответствии с нуждами монастыря. Это может быть и приготовление еды на кухне, и обслуживание трапезы, и работа в швейной или иконописной мастерской, и занятия на огороде или в птичнике. При этом каждая сестра выполняет исключительно ту работу, которую ей благословили. Есть у слова «послушание» и другой, более глубокий смысл. Когда за внешним простым исполнением того или иного поручения, за каждой ситуацией, которая возникает между старшим по духовному званию и младшим, скрывается непростая, серьезная, кропотливая духовная работа, в процессе которой сестры учатся полностью отсекать свою волю и видеть во всем только волю Божию. Этот труд очень тяжелый. Порой лишь к концу жизни этот труд приносит плоды.
Что притягивает людей в обители? Конечно, это и особенно красивое, слаженное богослужение с умилительным пением, и убранство храмов, святые мощи и чудотворные иконы, а также чистота и порядок на территории, простая, но вкусная монастырская еда, удобное размещение паломников и т.д. Но, если нет самого главного – внутренней духовной жизни – все остальное может не оказать должного воздействия на души приходящих. Поэтому, созидая и развивая внешние стороны монастырской жизни, нельзя забывать «о едином на потребу» – о стяжании благодати Духа Святого, о спасении своей бессмертной души и о непрестанной молитве за Церковь, за народ, за ближних и дальних. Будем всегда помнить слова преподобного Иоанна Лествичника о высоком значении монашеского делания: «Монахам свет – ангелы, а монахи – свет миру».