Праздников праздник и Торжество из торжеств – Светлое Христово Воскресение
В рамках вечерних Богословских курсов при Никольском соборе Алма-Аты прошел семинар, посвященный Воскресению Христову
В Вознесенском кафедральном соборе Алма-Аты, находящемся в стадии полномасштабной реставрации, состоялись рождественские богослужения
Глава Казахстанского Митрополичьего округа встретился с главным имамом Южного Казахстана Ахметжаном Керимбеком
Зосима Алексеевич Пепенин (1888 - 1937) – священник, священномученик

Память 2 ноября (20 октября по ст. ст.) в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

 

Зосима Алексеевич Пепенин (1888 - 1937)Родился 25 сентября 1888 года в деревне Пепенино Яранского уезда Вятской губернии, в бедной крестьянской семье. Был четвертым ребенком в семье, где уже подрастали двое старших сыновей, Иван и Степан, и дочь, которую назвали Матроной, в честь матери семейства. По окончании церковно-приходской школы Зосима работал пастухом в родной деревне. Под впечатлением от жизни древних монахов уходил в лес, рыл пещеры и уединялся для молитвы. В деревне о нем говорили: "Этот будет попом или монахом". Вместе с тем он был очень трудолюбив, умел делать любую работу и отличался добрым нравом. В семнадцать лет с отцом и братьями ушел на заработки в город, шил шубы, тачал сапоги, столярничал. По весне пришла пора собираться домой, решил не возвращаться в деревню, а вместе с братом Степаном отправился на восток и поступил чернорабочим на железнодорожную станцию Миасс близ Челябинска, а позже - в пекарню.

В середине 1907 года пришел трудником в Челябинский Одигитриевский женский монастырь, в котором пробыл до конца 1908 года, а затем переехал в Томск, где поступил послушником в Богородице-Алексиевскую обитель. Здесь молодой человек прожил около двух лет, затем вплоть до 1913 года пробыл в Иркутском Вознесенско-Иннокентиевском монастыре.

По окончании Иркутской духовной семинарии, в 1913 году женился на дочери известного иркутского протоиерея Михаила Чирцева, миссионера, просветителя якутов.

За время семейной жизни у супругов родилось четверо детей.

В этом же 1913 году Зосима Алексеевич успешно выдержал экзамен на псаломщика и получил назначение в Воскресенский собор города Верхоленска.

В 1914 году рукоположен в сан диакона, в 1917 году - во священника.

С 1918 года служил в Никольском храме села Борисовского Барнаульского уезда Томской губернии.

Зосима Алексеевич Пепенин (1888 - 1937)Во время Гражданской войны жизнь отца Зосимы дважды подвергалась смертельной опасности. Однажды батюшка был взят в плен белогвардейским отрядом, но по просьбе местного населения вскоре был освобожден. В августе 1919 года в доме священника устроили штаб роговцы (банда анархиста Григория Рогова), а самого отца Зосиму они увезли в Барнаул. Чудом, стараниями матушки он избежал смерти и вернулся домой. Но его начинали преследовать органы советской власти.

В 1921 году он был арестован и приговорен к заключению в барнаульской тюрьме. Матушка, чтобы быть рядом с мужем, оставила дом, хозяйство и вместе с детьми переехала в Барнаул, устроилась на работу воспитателем в детский приют и паспортисткой в паспортный стол. В 1922 году за примерную работу в тюремной сапожной мастерской отца Зосиму освободили.

В 1923 году вновь арестован, вскоре после рождения сына. Младенец Серафим прожил недолго, батюшку отпустили только похоронить сына. Освободили его через год, он снова служит в Борисовском, у них рождается сын Константин.

Батюшке грозил новый арест и в 1925 году отец Зосима с семьей уезжает в Иркутск, к родным матушки Александры. Отец ее, священник Михаил Чирцев, к этому времени уже умер, мать - матушка Александра Васильевна со своими детьми переехала в Москву к старшему сыну.

С 1925 года батюшку часто переводили на разные приходы. Таким образом Церковь в те годы старалась уберечь своих служителей от преследований и арестов. Около двух лет батюшка был настоятелем (и единственным священником) храма в деревне Коза Ярославской области. Затем в город Любим Владимирской области, здесь было несколько священников; затем в деревню Шапкино под городом Ковровым Владимирской области.

В 1929 году назначен настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском. В его приходе было пять деревень: Крылатское, Терехово, Татарово, Верхние и Нижние Мневники. Здесь батюшка также служил один, помогал ему псаломщик, который жил при храме с женой и дочкой. Отец Зосима с семьей снимал комнату в частном доме на Можайском шоссе.

Матушка Александра везде, где служил отец Зосима, пела на клиросе, была регентом, занималась с детьми прихожан. Батюшка очень ценил и берег свою семью, в которой царили любовь и согласие. Матушка отличалась строгостью, а батюшка ласковостью. Прихожане почитали отца Зосиму как крепкого молитвенника и очень любили за то, что он был добр и внутренне радостен.

В Великую субботу, 27 апреля 1935, батюшка был арестован по обвинению в "антисоветской агитации" и заключен в Бутырскую тюрьму. Среди прочего отцу Зосиме вменялось в вину и то, что он "жил на территории белых".

Нашлись доносчики, которые написали, что своими проповедями любимый всеми батюшка "агитирует против советской власти". Ни одного показания против себя отец Зосима не подтвердил, обвинение в антисоветской агитационной деятельности не признал. Священник настаивал на том, что единственной темой разговоров между ним и прихожанами были вопросы богослужебные, а единственным поводом к посещению их домов - выполнение пастырского долга. Лишь один факт признал батюшка. На вопрос прихожанина: "Почему вы не бросите службу?" - отец Зосима ответил: "Я - человек верующий и убежден в этом".

Тем не менее в обвинительном заключении от 22 сентября написано: "Пепенин Зосима Алексеевич, псаломщик Шаров Василий Николаевич, певчий церковного хора Мухин Семен Васильевич, имея тесную связь между собой, проводили организованную систематическую антисоветскую агитацию, направленную на подрыв политики партии и советской власти".

11 октября 1935 года Особым совещанием при УНКВД СССР был осужден по статье 58­10 УК РСФСР на три года заключения в Карлаге. Перед отправкой было короткое "свидание", когда можно было в течение нескольких минут увидеть батюшку в толпе заключенных, отправляемых по этапу. Матушка, обладавшая сильным характером и пережившая несколько арестов мужа, поняла, что видит отца Зосиму в последний раз.

Письма от отца Зосимы приходили редко. В последнем письме батюшка писал, что его должны скоро перевести на свободное поселение.

19 сентября 1937 года, в день предполагавшегося перевода, батюшка был арестован в Карлаге по обвинению в том, что, "поддерживая тесные отношения с враждебно настроенными к советской власти и советскому правительству заключенными, проводил агитационную работу, говоря, что при царе Николае рабочему классу жилось лучше". В предъявленном обвинении виновным себя не признал. 31 октября того же года был приговорен к расстрелу Тройкой при НКВД по Карагандинской области.

Расстрелян 2 ноября 1937 года. Место погребения неизвестно.

Реабилитирован 28 апреля 1989 года прокуратурой и Управлением КГБ по Карагандинской области по 1937 году репрессий.

Канонизирован в августе 2000 года решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.

Лента новостей