В музей Православной Церкви Казахстана передан антиминс XIX века, подписанный святителем Иустином (Полянским)
Преставился ко Господу старейший насельник Серафимо-Феогностовской мужской пустыни
Вознесение Господне – престольный праздник кафедрального собора города Алма-Аты
Глава Православной Церкви Казахстана посетил прием в честь Дня независимости Республики Беларусь
Доклад митрополита Астанайского и Казахстанского Александра на монашеской конференции в Южной столице 3 августа 2024 года

EN

Ваши Преосвященства!

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Приветствую организаторов и участников традиционной монашеской конференции Казахстанского Митрополичьего округа, которая проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла после празднования дней памяти выдающихся святых – преподобного Серафима Саровского и пророка Божия Илии.

Для чего необходимы подобного рода встречи монашествующих? Оптинские старцы настоятельно советовали своим ученикам раз в три-четыре года перечитывать книги древних отцов-аскетов – аввы Дорофея, Иоанна Лествичника, «Добротолюбие» и иные подобного рода произведения для обновления и укрепления внутренних духовных ориентиров. Всякий раз открывая, казалось бы, уже давно знакомую подвижническую литературу насельник обители находил в ней для себя нечто новое. У монашеских конференций подобная цель – обновлять в памяти имеющиеся знания в области молитвенного делания или борьбы со страстями, исследовать богатейшее святоотеческое наследие с целью найти в нем ответы на актуальные вопросы монастырской жизни, помощь в поиске для себя и своих духовных чад новых побудительных мотивов для усердного несения послушаний и неленостного совершения церковных трудов.

Тема нынешнего собрания казахстанских монашествующих весьма актуальна – мы с вами будем обсуждать вопросы пополнения обителей новыми братьями и сестрами.

Монашество является неотъемлемой и весьма значимой частью церковного бытия. Традиции «постнического жития» на территории современного Казахстана берут свое начало в далеком 1881 году, когда епископом Туркестанским Александром (Кульчицким) на берегу озера Иссык-Куль был основан Свято-Троицкий мужской монастырь. В числе святых монахов, подвизавшихся на Казахстанской земле, мы почитаем ярких светильников Православия – преемника Оптинского монашества преподобноисповедника Севастиана Карагандинского, духовных воспитанников Глинской пустыни – преподобномучеников иеромонахов Серафима (Богословского), Феогноста (Пивоварова) и Анатолия (Смирнова), насельников Иссык-Кульского Троицкого монастыря – преподобномученика иеромонаха Пахомия (Русина) и преподобноисповедника иеромонаха Ираклия (Матяха). В ХХ веке здесь трудились приснопамятные пастыри, исповедники веры – архимандрит Кирилл (Бородин) и архимандрит Исаакий (Виноградов).

Возрождение иноческой жизни в стране началось в конце прошлого века, когда Церковь обрела возможность свободного развития. В 1993 году в Усть-Каменогорске был открыт первый в современной истории Казахстана монастырь – обитель в честь Живоначальной Троицы, в 1994 году рядом с Алма-Атой была основана Свято-Силуановская Иссыкская пустынь, в том же году в Семипалатинске открылся Петропавловский Абалацко-Знаменский монастырь, а в Уральске – Покровская обитель, в 1996 году создана пустынь во имя преподобномучеников Серафима и Феогноста, на месте их подвигов и мученической кончины в Аксайском ущелье, в 1998 году – Петропавловский монастырь в Павлодаре, в 2008 году – Иверско-Серафимовский женский монастырь в Южной столице. С 2023 года возрождается Иверско-Петропавловский женский монастырь в Костанайской епархии. Помимо вышеперечисленных, с середины прошлого столетия в стране существуют два постоянно действующих женских монастыря – в честь Рождества Богородицы в Караганде и в честь иконы Царицы Небесной «Взыскание погибших» в Астане.

Монашество – свет миру, идеал евангельской жизни во Христе. Как говорит преподобный Иоанн Лествичник, «свет монахам – ангелы, а свет для мирян – монашеское житие». Поэтому наши обители призваны стать центрами паломничества, катехизации, благотворительной и активной духовно-просветительской работы. Осуществление этой особой миссии не может и не должно ложиться на плечи одних лишь настоятелей и настоятельниц. Это общая задача всей монашествующей братии и сестричества, вне зависимости от того, где подвизается человек, посвятивший себя Богу – в монастыре, на приходе или в епархиальных отделах. Жизнь монашествующих – это постоянное внутреннее напряжение, сердечное горение, это непрестанный труд преодоления своей «самости» и своеволия, всего того, что препятствует Богу сотворить обитель в сердце человека (Ин. 14:23). Это постоянный подвиг преображения своей души и жертвенного служения Церкви Христовой.

Все трудности и проблемы современности неизбежно сказываются и на жизни монастырей. С горечью приходится констатировать, что из-за все более возрастающего негативного влияния мира на сознание и жизнь общества, у людей оскудевает стремление к монашеской жизни, дающей возможность реализовать евангельский идеал и, оставив все, последовать Христу (Мф. 16:24). Во многом причины такого положения дел очевидны – современный человек стремится к телесному комфорту, ко благам цивилизации и ему уже тяжело воспринять древние аскетические идеалы. Подлинным чудом сегодня является выбор человеком монашеского образа жизни. Кроме того, Православная Церковь Казахстана сталкивается и со своими специфическими трудностями в организации монашеских общин, к числу которых относятся удаленность от старинных, традиционных центров монашества, пребывание в иной религиозной среде, отсутствие опытных духовников, которые бы имели значительный опыт монастырского послушания. Но при всех внешних трудностях, главная проблема коренится внутри нас самих. В бытность архиепископом Костромским и Галичским мне довелось быть инициатором возрождения 11 древних монашеских обителей, мужских и женских. За духовным советом в этом непростом делании мы с настоятелями и настоятельницами обращались к авторитетным старцам – архимандриту Кириллу (Павлову), архимандриту Иоанну (Крестьянкину), протоиерею Николаю Гурьянову и иным. На мой вопрос, в чем состоит главная проблема современной нам церковной жизни, они, с удивительным единодушием отвечали – в маловерии. Старцы подчеркивали, что речь идет не только о мирянах, но и о пастырях, и о монашествующих. Разрушаемый маловерием христианин даже не помышляет о монашеской жизни, он бежит от подвигов, уклоняется от послушания, не видит смысла в смирении, в постах и молитвах. Равным образом маловерие губит и тех, кто уже принес Богу монашеские обеты. Вот что пишет об этом великий подвижник VII века преподобный Исаак Сирин, рассказывая о том, что самое худшее может случиться с монахом: «Сердце, которое не верует, осуждено. Ты впал в отчаяние из-за богооставленности, родившейся от неверия твоего». Выход из этого состояния лишь в искреннем, глубоком покаянии, в честном осознании своей немощи и обращении к Богу. Поэтому нам с вами следует все свои усилия приложить к оздоровлению внутренней, духовной ситуации в обителях и на приходах, к укреплению веры как в самих себе, так и в наших прихожанах.

Преподобный Варсонофий Оптинский предостерегает: «Упадок и запустение обителей и начинается с забвения своих основателей и подвижников». Вот почему так важно сохранять молитвенную память о подвижниках и праведниках прошлого и благоговейно чтить труды тех, кто монастыри создавал, кто прежде жил и спасался в их стенах. Практика показывает, что повышение уровня духовного образования насельников и насельниц монастырей положительно сказывается на просветительском и социальном служении, привлекает паломников и прихожан.

Необходимо помнить, что монастырь – это прежде всего община, а иного фундамента для созидания подлинно христианского общения, кроме любви Христовой, нет и быть не может. В настоящее время распространяется и с особой силой укореняется понимание христианства как религии личного, индивидуального спасения. Сама по себе верная мысль о необходимости глубокого и внимательного отношения к личному преодолению греха и стяжанию благодати начинает вытеснять заботу о спасении ближнего и превращается рано или поздно в духовный эгоизм. В восприятии такого человека есть лишь он и Бог, а остальной мир теряет свою ценность, перестает восприниматься всерьез. Подлинный православный аскетизм чужд этого. Настоящие монахи, восходя «от силы в силу» (Пс. 83:8), не замыкаются в себе, а согревают своей молитвой весь мир. Преподобный Силуан Афонский так рассуждал о плодах истинного подвижничества: «Кто носит в себе Духа Святого, тот скорбит о всем народе день и ночь, и сердце его жалеет всякое создание Божие, и особенно людей, которые не знают Бога, или противятся ему». В житии старца есть описание одной из его бесед с неким монахом. Этот брат с неким удовольствием в голосе сказал: «Бог накажет всех безбожников. Будут они гореть в вечном огне». На что преподобный с видимым душевным волнением и скорбью ответил: «Ну, скажи мне, пожалуйста, если поместят тебя в рай, и ты будешь оттуда видеть, как кто-то горит в адском огне, будешь ли ты покоен? Любовь не может этого понести. Нужно молиться за всех». Другой Афонский старец прошлого века, преподобный Паисий так учил своих духовных чад: «Мы должны боль других сделать своей и молиться за весь мир». Самое время монашествующим задуматься над этим, постараться глубоко осознать смысл своего отречения от мира и ответственность перед Богом и ближними. Ответственность, поскольку «от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:48).

Обсуждению этих и иных насущных проблем посвящена наша конференция. Хотел бы выразить надежду, что содержательные выступления докладчиков, обмен мыслями в рамках дискуссии помогут нам обозначить многие актуальные проблемы и наметить пути их разрешения. Желаю участникам монашеской конференции успешной и плодотворной работы.

Послания митрополита Александра