Празднование в честь иконы Пресвятой Богородицы, именуемой «Скоропослушница». Митрополит Александр совершил Литургию в Никольском храме города Талгара
Епископ Геннадий принял участие в совместном заседании двух комиссий Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви
В день памяти великомученика Димитрия Солунского митрополит Александр совершил Литургию в нижнем Успенском храме Никольского собора города Алма-Аты
Заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству игумения Иулиания (Каледа) и настоятельница Крестовоздвиженского ставропигиального монастыря игумения Екатерина (Чайникова) посетили святыни Астаны
«Матерь Божия всегда будет хранить благословенную землю Казахстанскую». Интервью Главы Казахстанского Митрополичьего округа по случаю принесения чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в Казахстан

Ваше Высокопреосвященство, Христос Воскресе! В середине мая православные жители нашей страны ощутили особую духовную радость –благословенную землю Казахстана посетила чудотворная Феодоровская икона Божией Матери.

Воистину Воскресе Христос! В светлые пасхальные дни, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, великая святыня Православного мира – Феодоровская икона Царицы Небесной – посетила пределы Казахстана. Подобно праведной Елисавете каждый, кто стал свидетелем этого священного события, из глубины сердца мог произнести: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк. 1:43). Пребывание чудотворного образа Державной Владычицы помогло всем нам глубже воспринять и прочувствовать благодатные дары, явленные в чуде Воскресения Христова.

Принесение святыни приурочено к празднованию в Митрополичьем округе значимой даты – 15-летия установления Собора новомучеников и исповедников Казахстанских. Земля, освященная в ХХ столетии подвигами страдальцев за Христа, названная приснопамятным Святейшим Патриархом Алексием II «Антиминсом, распростертым под открытым небом», во второй раз встречала этот древний образ Пресвятой Богородицы. Но будет правильней уточнить, что Феодоровская икона имеет древнюю связь с Великой степью. Этот образ – личная, келейная икона благоверного князя Александра Невского. С ней он не расставался, объезжая города и веси Руси. Этот образ Небесной Заступницы брал он с собой в долгую и опасную дорогу в столицу Монгольской империи – Каракорум. Путь князя в ставку великого хана пролегал по пустынным районам Каспия и Аральского моря, северным отрогам Тянь-Шаня и берегам озера Балхаш. Так Феодоровский образ Божией Матери в XIII столетии впервые освятил территорию современного Казахстана.

Известно, что Феодоровскую икону особо почитали священноисповедник Николай, митрополит Алма-Атинский, старец-святитель митрополит Иосиф (Чернов), преподобноисповедник Севастиан Карагандинский и многие страдальцы за Христа, просиявшие на земле Казахстанской в ХХ столетии.

В своих выступлениях в казахстанских СМИ Вы не раз отмечали, что паломничество Феодоровской иконы в Казахстан – это благословение Предстоятеля Русской Православной Церкви нашей стране в год молодежи.
 
Действительно, состоявшееся принесение образа Царицы Небесной в Казахстан приобрело особую значимость еще и по этой причине. Нынешний год в Казахстане объявлен «Годом молодежи», а это добрый повод для всех нас в очередной раз обратить пристальное внимание на проблемы, существующие сегодня в жизни подрастающего поколения. Можно перечислять самые разные трудности, искушения и соблазны, с которыми сталкивается молодежь в наше время, и искать различные варианты их преодоления. Но главное, что важно при этом понимать – решение любых вопросов в материальном мире, исправление ошибок, созидание чего-то позитивного непременно должно начинаться в мире духовном. Известный философ И.А. Ильин подчеркивает: «Невозможно устроить мир материи, не устроив мир души, ибо душа есть необходимое творческое орудие мироустроения. Душа, покорная хаосу, бессильна создать космос во внешнем мире». Церковь говорит об этом, предлагая испытанный веками способ преображения собственной жизни и среды вокруг. Рецепт счастья, о котором мечтает каждый молодой, да и не только молодой, человек – это жизнь с Богом. Встреча со святыней, перед которой вершились судьбы Церкви и Отечества, перед которой в течение многих столетий, поколение за поколением молились люди разного возраста и социального положения, обладатели различных талантов, взглядов и характеров, помогает увидеть действие Божественного Промысла в человеческой истории, открывает реальность и близость Горнего мира.  

 Издревле Феодоровская икона Божией Матери почитается как покровительствующая семейному благополучию, чадородию и воспитанию детей. В эти дни, склоняясь перед чудотворным ликом Богородицы, мы возносили искренние молитвы о детях и подростках, просили Господа и Его Пречистую Матерь о том, чтобы в нашей стране создавались крепкие семейные союзы и уменьшалось количество разводов, чтобы наконец-то были искоренены аборты, являющиеся ничем иным как ужасным грехом детоубийства.

Залог семейного счастья видится, прежде всего, в духовном благополучии супругов и детей. Любовь между людьми должна укрепляться свыше – от Бога, а иначе, рано или поздно произойдет охлаждение даже самых светлых и крепких чувств. Силы для того, чтобы по-настоящему уважать ближнего, понимать его, сострадать, прощать человек обретает через живую веру в Господа Иисуса Христа.

Какие города нашей страны посетил образ Божией Матери?

Феодоровская икона посетила областной центр Акмолинской области – Кокшетау, главный город нашего государства – величественный Нур-Султан, «Шахтерскую столицу» страны – Караганду и Южную столицу Республики – Алма-Ату. Более семидесяти тысяч человек поклонились чудотворному образу. Многие, побывав на торжественных пасхальных службах, посвященных прибытию святыни, впервые открыли для себя красоту и величие святого Православия. Внуки и правнуки тех, кто силой был отторгнут от родной веры, Божественной любовью продолжают сегодня возвращаться к Матери-Церкви.   

В текущем году отмечается 20-летие учреждения Астанайской и Алма-Атинской епархии, поэтому в Нур-Султане и Алма-Ате прошли особые богослужения и мероприятия, на которые прибыли гости-архипастыри из России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Франции, Италии и Эстонии. В столице Республики был заложен храм в честь Всех святых, в земле Казахстанской просиявших. Участниками этого торжества стали министр информации и общественного развития Республики Казахстан Д.А. Абаев, послы Российской Федерации, Белоруссии, Сербии и Греции, представители столичного акимата, общественные деятели.

Особенным утешением для верующих была служба под открытым небом, которая состоялась 19 мая, в четвертое воскресенье по Пасхе, в Никольском соборе Южной столицы.

В каждом городе мне довелось увидеть тысячи и тысячи людей, которые с душевной теплотой приносили свои молитвы Мира Заступнице, немало было и тех, кто не мог сдержать своих чувств, и обращался к Божией Матери со слезами на глазах. Верующие приходили целыми семьями. В очередь к святыне выстраивались порой сразу три поколения – дети, отец и мать, бабушки и дедушки. В нашем народе жива вера в Бога, крепко упование на материнский покров Царицы Небесной. Уверен, что каждый, кто приложился к чудотворной иконе Богородицы, как говорится в церковном песнопении, «не отыде тощ или неутешен».

Владыка, а что значит лично для Вас этот древний образ?

С юных лет ощущаю благодатный покров Божией Матери в своей жизни. Более двадцати лет Господь судил мне управлять Костромской епархией и быть хранителем Феодоровского образа Божией Матери, около восьми веков пребывающего в богохранимой Костроме – старинном городе на великой русской реке Волге. Но духовная связь с этой святыней началась гораздо раньше. Во младенчестве меня крестили в храме в честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы в городе Вятке. Церковь эта по распоряжению безбожной власти была взорвана в 1962 году, и лишь спустя 45 лет по благословению приснопамятного митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа (Чепиля) на ее месте был выстроен новый деревянный храм. Феодоровская икона почиталась в городе на Неве, где проходило мое обучение в духовных семинарии и академии. Этот образ знал и любил мой духовный наставник – приснопамятный старец-святитель архиепископ Тихвинский Мелитон (Соловьев).

В этом году исполняется тридцать лет с того момента, когда началось мое архипастырское служение на древней Костромской земле. В 1989 году, вскоре после архиерейской хиротонии, мы с моими спутниками прибыли в Кострому, и первым храмом, который мне довелось посетить сразу по прибытии в город, стала церковь Воскресения-на-Дебре, тогда – кафедральный собор епархии. Здесь меня встретили главные хранительницы святынь храма – пожилые монахини Ермогена, Феофания и Варсонофия. Они показали мне киот с чудотворной Федоровской иконой Владычицы Державной, и все вместе мы совершили славление перед Небесной Покровительницей города и края. С тех пор каждое дело по благоустроению епархиальной жизни начиналось с молитвы перед этим древним ликом Богородицы.

Ваше Высокопреосвященство, расскажите немного об этом периоде в Вашей жизни.

Конец 80-х и начало 90-х – было время непростое во всех отношениях – духовном, социально-экономическом, политическом. Рушилась страна, стремительно менялся привычный уклад жизни. В 1991 году, после распада СССР начался новый отсчет времени в истории России, и в бытии многострадальной Русской Православной Церкви. Огромной радостью наполнялись сердца от того, что наконец-то прекращены гонения на Церковь, и по выражению ветхозаветного мудреца настало время «собирать камни» (Екл. 3:5). Но невозможно было без душевной боли видеть, в каком состоянии после десятилетий тяжелейших испытаний находились наши святыни, и в каком духовном тупике оказался наш народ, насильно отторгнутый от отеческой веры. Постепенно Церкви начали возвращать ее исторические здания, правда по большей части в виде руин, в лучшем случае перестроенные под гражданские объекты. Вскоре, помимо восстановления разрушенных храмов и реставрации обветшавших святынь, стала очевидной потребность в строительстве новых церквей. Остро ощущалась нехватка священнослужителей, псаломщиков, певчих. Нужны были книги; дефицитом являлись Евангелия, молитвословы, Закон Божий, не говоря уже об учебных пособиях для духовных школ. Обнищавшее в результате безработицы и непродуманных экономических реформ население ждало от епархии благотворительной помощи – продуктов питания, одежды, медикаментов. Пользуясь духовной неграмотностью населения, социальным неблагополучием и несовершенством законодательной базы, города и веси страны, в том числе и Костромской области, наводнили сектанты и заморские проповедники самых разных мастей. Но, «Помощь наша – в имени Господа, сотворившего небо и землю» (Пс. 123:8). В таких обстоятельствах, когда, казалось, не находилось никакого решения сложных административных и хозяйственных вопросов, мы вместе с моими помощниками и соработниками усердно молились Пресвятой Богородице перед Ее чудотворным Феодоровским образом. На молитву собирались нередко поздно ночью, после дневных трудов. И никогда не были мы посрамлены в своей надежде. Всегда Господь заступлением Своей Пречистой Матери вразумлял, укреплял и ободрял нас. Появлялись силы созидать и развивать церковную жизнь, возникали новые идеи, находились благотворители. Как говорится в молитве, Матерь Божия стала для уповающих на Нее «надеждой, покровом и помощью, заступлением, радостью и утешением».

Ко времени моего приезда в Костромскую епархию на всю обширную область площадью  свыше 60 тысяч квадратных километров насчитывался всего лишь 71 храм. В большинстве своем – это чудом уцелевшие в сельской глубинке и пребывающие на грани разрушения церкви. Через десять лет города и села Костромского края украшало уже 256 церквей и 46 часовен. Из них новых возведено – 39, а остальные возрождены фактически из небытия. Лампада монашеского делания засияла в 11 возрожденных монастырях. Общее количество священнослужителей в епархии с 1989 по 2010 год увеличилось с 36 до 226 клириков. Но это, конечно же, показатели внешние. Наряду с храмостроительством и воссозданием разрушенных святынь возрождалась церковная жизнь во всем ее разнообразии – просвещение и благотворительность, молодежная работа и духовное образование. Во всем этом зримо проявилась любовь Божией Матери к нам – Ее детям.  

Владыка, Феодоровская икона Божией Матери занимает особое место в истории Российского государства. Не могли бы Вы кратко рассказать об истории Образа.

Знамения милости Царицы Небесной, подававшиеся людям по молитвам перед Феодоровским образом, прославили эту святыню во всем православном мире. Историю Феодоровской иконы Божией Матери на Руси можно проследить начиная с XII века. Образ принадлежал детям великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо – великим князьям Юрию, а затем Ярославу. Великий князь Ярослав, правивший в Киеве, Новгороде и Владимире, носил в крещении имя Феодор – в честь великомученика Феодора Стратилата. Во имя этого святого в поволжском городе Костроме был воздвигнут кафедральный собор, а в городе Городце на Нижегородской земле создана монашеская обитель. Именно в Городецком монастыре и пребывала чудотворная икона Царицы Небесной. Этим образом Ярослав Всеволодович благословляет на брак своего сына – князя Александра Невского. Супругой Александра стала полоцкая княжна Параскева Брячиславна. По повелению князя в память об этом событии на тыльной стороне иконы изографы написали образ небесной покровительницы его супруги – великомученицы Параскевы Пятницы. Феодоровская икона – благословение отца – стала личной святыней благоверного князя Александра Невского. Перед ликом Богоматери он молился, принимая важные политические решения, отстаивая дипломатические интересы Руси, спасая Отечество от разорения иноплеменниками. Перед Феодоровской иконой он, завершая свой земной путь, принимает монашеский постриг с именем Алексий. По преставлении великого князя Александра Невского образ Царицы Небесной оказывается в пределах Костромской земли. Древние предания повествуют о чудесном обретении святыни младшим братом Александра Невского – Костромским удельным князем Василием Ярославовичем. В сказаниях о явлении святыни эти события описываются следующим образом. В день праздника Успения Пресвятой Богородицы многие жители Костромы видели на улицах города воина с иконой Божией Матери на руках. В воине горожане узнали великомученика Феодора Стратилата – по его иконописному изображению в соборном храме Костромы. На следующий день князь Василий во время охоты у речки Запрудни, близ Костромы, нашел эту икону в ветвях дерева. Обретенная святыня была торжественно принесена крестным ходом в город и поставлена в соборном храме во имя великомученика Феодора, по причине чего и стала впоследствии именоваться Феодоровской. Позднее образ Царицы Небесной перенесли в воздвигнутый князем Василием Успенский собор, ставший кафедральным храмом города; здесь икона, сразу же после своего явления прославившаяся многими чудотворениями и исцелениями, пребывала до 1929 года. Чудотворная икона неотступно находилась в Костроме, получив вскоре известность во всех пределах Отечества. Здесь перед ней молились святой князь Димитрий Донской, победитель Мамая, его сын Василий Димитриевич, другие великие князья и самодержцы. Паломничество к святыне совершали множество верующих.

Ваше Высокопреосвященство, кроме дня явления святыни, есть еще один праздник, посвященный Феодоровскому образу.

14 марта 1613 года в Костромском Свято-Троицком Ипатиевском монастыре боярин Михаил Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским Собором на престол государства Российского. С этого времени Феодоровский образ Божией Матери стал особо чтимой святыней Царственного дома Романовых. В 1913 году, в ходе общегосударственного празднования 300-летия дома Романовых, Кострому посетили последний русский император Николай Александрович и его августейшая семья – святые царственные страстотерпцы. Особое почитание чудотворного образа Божией Матери династией Романовых нашло свое выражение в постройке в Царском Селе Феодоровского городка с храмом во имя чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, а также в том, что переходившие из инославия в православную веру невесты членов царской семьи брали себе отчество «Феодоровна», свидетельствуя таким образом свою веру в то, что Сама Пресвятая Богородица становится их Восприемницей и Покровительницей.

В годы безбожных гонений XX столетия чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы не покинула церковных стен. Учитывая ее выдающуюся культурно-историческую значимость, это уникальный случай в новейшей истории Русской Православной Церкви.

В 1929 году Успенский кафедральный собор Костромы был закрыт и впоследствии полностью разрушен. Чудотворная святыня переходила из храма в храм, и лишь в 1991 году она водворилась в возрожденном Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе города Костромы. Сестры Богоявленско-Анастасииного монастыря (на территории которого располагается собор) ведут летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы.

Феодоровскую икону называют «Великой Паломницей». Откуда пошло это наименование?

С древних времен ежегодно в память о явлении Федоровской иконы Божией Матери по улицам Костромы совершался общегородской крестный ход. Прерванная в годы гонений на Православие эта священная традиция была возрождена в 1990 году, а спустя десять лет Феодоровский образ стал совершать паломничества за пределы Костромского края. Святыня посетила Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Казань, Иваново, Тверь, Архангельск и Соловецкие острова, Белгород, Воронеж, Саратов, Самару, Пермь, Кемерово, Краснодарский край, Республику Адыгею, а также Дальний Восток России – Камчатку, Сахалин, Владивостокскую, Хабаровскую и Благовещенскую области, город Биробиджан.
Принесением чудотворного образа освящались различные общецерковные и епархиальные мероприятия – съезды и фестивали молодежи, юбилейные и памятные даты, научные и общественные форумы.
Осенью 2004 года Феодоровская икона принимала участие в проведении Всеукраинского крестного хода, который собрал более восьми миллионов человек.

Чудотворный Феодоровский образ был на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 2009 году.

С 28 января по 1 февраля 2009 года чудотворная Феодоровская икона пребывала в храме Христа Спасителя Москвы на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. В присутствии этой святыни состоялись избрание и интронизация нового Предстоятеля Русской Православной Церкви – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Когда 4 ноября 2013 года Феодоровский образ в очередной раз посещал Москву, Предстоятель Русской Православной Церкви после Божественной Литургии, стоя перед чудотворным ликом Богородицы, произнес такие вдохновенные слова: «Верю, что Царица Небесная будет помогать нам, всему народу нашему, ибо не иссякла вера православная, любовь к Царице Небесной, горячая к Ней молитва».

В канцелярию Митрополичьего округа, после того как Феодоровский образ покинул пределы Казахстана, стали приходить письма со словами искренней благодарности в адрес Святейшего Патриарха Кирилла. Люди выражают глубокую признательность нашему Великому Господину и Отцу за предоставленную уникальную возможность получить духовную поддержку и утешение от чудотворной святыни. Православный народ, живущий в Казахстане, в очередной раз явственно ощутил попечение Его Святейшества и Его деятельную заботу о своих духовных нуждах.

Владыка, что особенного в ризе, которая украшает чудотворную икону?

Драгоценный исторический оклад, изготовленный в 1891 году на добровольные пожертвования жителей российских губерний, при личном участии императора Александра III, был снят с иконы безбожниками в 1922 году в рамках кампании по изъятию церковных ценностей. В 1948 году приснопамятный Святейший Патриарх Алексий I посетил Кострому и пожелал украсить икону новой ризой. Сбор средств занял несколько лет, и весной 1955 года московские мастера изготовили для иконы серебряный позолоченный оклад. Уже в XXI веке при поддержке благотворителей в художественной мастерской им. Александра Невского в Москве известным ювелиром А.И. Анискиным была воссоздана уникальная дореволюционная риза. Новый оклад воспроизводит шедевр ювелирного искусства XIX века.

Завершаются пасхальные дни. Что Вы хотели бы пожелать посетителям нашего сайта?

В Евангелии от Иоанна мы читаем строки о явлении воскресшего Спасителя апостолу Фоме. Это повествование хорошо известно каждому верующему. Господь, обращаясь к усомнившемуся ученику, говорит: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20:2). И сегодня, когда в сердца людей активно всеиваются семена неверия, порой высмеиваются возвышенные религиозные истины, подвергаются сомнению непреложные духовные и нравственные начала, человеку необходимо прикосновение к святыне, сияющей огнем благодати, чтобы ощутить реальность духовного мира, реальность Божественного присутствия.  Преподобноисповедник Севастиан, Карагандинский старец, говорил, что «есть иконы, особые по славе благодати, есть намоленные веками чудотворные образы, которые, как ручейки, несут от Господа благодать». Ощутить эту живительную веру в Бога, наполниться ею, помогают нам дарованные от Бога святыни. Будем дорожить каждой возможностью прийти в храм, чтобы принять участие в Божественной Литургии, прикоснуться к чудотворным иконам и честным мощам.

В горячей мольбе, взывая к Пресвятой Богородице, будем твердо помнить, что в сердце Божией Матери достаточно места для каждого прибегающего к Ней человека, что Ее материнская любовь – неиссякаемый источник радости, заступления и помощи для всех людей. Нет ничего невозможного для Нее – Матери Бога, Царицы Неба и земли. Священноисповедник Николай, митрополит Алма-Атинский, говоря о милости Пресвятой Богородицы, обращается к верующим с призывом: «Спеши же всякий страдалец к Божией Матери. Неси Ей свои скорби. Открой печаль своего сердца. Молись Ей! Молись с верой, и ты будешь услышан Ею. Она, всех скорбящих Радость, услышит тебя и радостью вместо скорби наполнит сердце твое!»

Верим, что Матерь Божия, посетившая Великую степь Своим чудотворным образом, всегда будет хранить благословенную землю Казахстанскую.

Воистину Воскресе Христос!

Беседовал протоиерей Александр Суворов

Интервью митрополита Александра