В неделю о блудном сыне Глава Казахстанского Митрополичьего округа совершил Литургию в Вознесенском кафедральном соборе Алма-Аты
- 28.02.2021, 13:12
- Богослужения
28 февраля 2021 года – неделя о блудном сыне; день памяти апостола от 70-ти Онисима, преподобного Пафнутия, затворника Печерского, в Дальних пещерах.
Во второе подготовительное воскресенье к Великому посту за Божественной Литургией читается евангельская притча «О блудном сыне» (Евангелие от Луки: 15 глава, стихи с 1 по 32). Церковь показывает пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу. Полнота и радость жизни заключаются в благодатном союзе с Господом и в постоянном общении с Ним, а удаление от этого общения служит источником всяческих бедствий.
Накануне вечером на утрени по исполнении полиелейных псалмов в соответствии с богослужебным Уставом впервые в текущем году прозвучал 136 псалом «На реках вавилонских». Церковь этими псаломскими стихами оплакивает человеческую душу, находящуюся в плену страстей и грехов, и призывает верующих к духовному освобождению.
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную Литургию в Вознесенском кафедральном соборе города Алма-Аты.
Предстоятелю Православной Церкви Казахстана сослужили: благочинный приходов Алма-Аты, настоятель Никольского собора протоиерей Валерий Захаров; настоятель алма-атинского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Евгений Воробьев, духовник Алма-Атинской епархии архимандрит Иоанн (Сазонов), игумен Феодосий (Белобородов), игумен Филипп (Моисеев), клирик Никольского собора протоиерей Сергий Хмыров, ключарь Петропавловского храма протоиерей Кирилл Шкляр, заместитель ключаря Вознесенского собора иерей Андрей Шкляр, руководитель отдела Алма-Атинской епархии по канонизации святых иеромонах Иаков (Воронцов), иеромонах Димитрий (Першин), руководитель личного секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий), руководитель административного секретариата Главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров; протодиакон Николай Гринкевич, руководитель службы протокола митрополита протодиакон Роман Головин, протодиакон Владимир Сыровацкий, диакон Димитрий Савченко, диакон Виталий Быструшкин, диакон Евгений Есауленко, диакон Богдан Бойко.
Песнопения исполняли хор Митрополичьего округа (регент – Заслуженный деятель искусств России О.Н. Овчинников, хормейстер – В. Дударева) и хор Вознесенского собора (регент – Н. Зубревич).
За Литургией молились настоятельница Иверско-Серафимовского женского монастыря игумения Любовь (Якушкина) с сестрами обители.
На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Святого Православия и сохранении Церкви Христовой от разделений и расколов; возглашалось особое прошение о спасении страны от морового поветрия. Архипастырь прочитал молитву об избавлении Казахстана от губительной эпидемии.
Проповедь после запричастного стиха произнес иерей Георгий Сидоров.
По окончании Литургии митрополит Александр поздравил молящихся с воскресным днем и произнес поучение.
Глава Православной Церкви Казахстана поздравил клирика Никольского собора протоиерея Сергия Хмырова с годовщиной священнической хиротонии, подарил святую просфору и пожелал здоровья и помощи Божией в пастырском служении Церкви Христовой.
«День за днем мы приближаемся к спасительному поприщу святой Четыредесятницы, и Церковь Христова заранее особыми песнопениями и евангельскими чтениями готовит нас к правильному восприятию и совершению великопостных трудов. Сначала мы слышали повествование о начальнике мытарей – Закхее, который всей душой желал увидеть Христа. Евангелист рассказывает, как этот известный в городе чиновник не постеснялся народа и залез на дерево, лишь бы увидеть в толпе Мессию, и Господь ответил на желание Закхея, войдя в дом к нему. Вот, первый призыв Церкви – мы всей душой, всем сердцем должны желать встречи со Спасителем, искать Его на путях своей жизни, стремиться ко Христу не взирая ни на какие обстоятельства. За желанием обрести спасение души, следует смирение. Об этом напоминала нам притча о мытаре и фарисее. Господь подал нам замечательный пример для подражания – грешника, который получил прощение и милость от Бога, придя в храм и смиренно признав свое недостоинство, свои пороки и ошибки. Без настоящего, глубокого смирения невозможно стяжать никакие добродетели, невозможно достичь спасения, поскольку гордость и тщеславие искажают духовное зрение человека, повергают его в пучину самообмана, обесценивают всякое благое дело. «Облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Пет. 5:5), – учит нас Священное Писание. А сегодня, в третье воскресение, приготовляющее нас к Великому Посту, мы слушаем чтение притчи о блудном сыне (Лк. 15:11-32). В евангельском рассказе, а также в песнопениях этого дня, говорится о покаянии как о возвращении человека из самовольного изгнания в отчий дом. Мы слушали, как нравственно заблудившийся человек бросил отца, бросил семью и ушел в «далекую страну» и там истратил все, что имел. Евангелие, как учат нас святые отцы, говорит не о прошлом, а о настоящем – это слово Господа для нас и о каждом из нас. В причте о блудном сыне рассказывается о бедственном, трагическом положении каждого грешника, которое он, к сожалению, очень долго не осознает. Настоящее покаяние рождается, когда к человеку приходит осознание горечи от разлуки с Богом, боль от видения запятнанных страстями риз своей души и понапрасну растраченных духовных и умственных дарований и сил, скорбь от понимания того, что многие годы жизни прожиты бессмысленно и бездумно. Подобно блудному сыну, каждый из нас должен пробудится от греховного забвения и совершить путь возвращения в дом любящего Небесного Отца. В контексте размышлений о покаянии, как о возвращении в отчий дом, нам следует обратить внимание на одну из литургических особенностей этого воскресенья. На утрене, после радостных и торжественных псалмов полиелея, исполняется полный печали 136-й псалом «На реках Вавилонских». Это – плачевная песнь изгнанников, повествующая о тяготах Вавилонского плена, о тоске по Отчизне, по святому городу Иерусалиму. Для нас с вами тот, ветхозаветный плен, является символом духовного плена – образом души, порабощенной грехами, суетой, унынием. Исполняя этот псалом, Церковь побуждает каждого освободиться от всего, что делает его чуждыми Богу, от всего, что мешает человеку достойно и праведно жить в мире с совестью и с ближними. Великий пост, таким образом, становится для каждого долгожданным временем избавления и возвращения в дом любящего Отца – в Божественное Царство». Из проповеди митрополита Александра.