День православной молодежи молитвенно отметили в Костанае
В день памяти праведных Богоотец Иоакима и Анны Глава Митрополичьего округа совершил Литургию в Матронинском Иверско-Серафимовского монастыря Алма-Аты
В дар Казахстанскому Митрополичьему округу передан список с чудотворного Абалацкого образа Пресвятой Богородицы «Знамение»
Митрополит Александр провел совещание о праздновании в Астане 170-летия основания старейшего храма столицы – Константино-Еленинского собора
«Актуальные вопросы развития церковного пения в Казахстанском Митрополичьем округе». Доклад регента хора Казахстанского Митрополичьего округа, Заслуженного деятеля искусств России О.Н. Овчинникова на конференции регентов Православной Церкви Казахстана

Ваше Высокопреосвященство!
Всечестные отцы, братья и сестры!

Начать свое выступление мне хотелось бы с цитаты из выступления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на II Международном съезде регентов и певчих Русской Православной Церкви. «С сожалением констатирую, – говорит Его Святейшество, – хотя пение – важная и неотъемлемая часть богослужения, именно эта часть нередко оказывается на периферии внимания… Вопросы храмового строительства, духовного образования, воспитания молодежи – все это, безусловно, важно, но необходимо заботиться и о том, чтобы строй церковной службы находился в наших храмах на достойном уровне, ведь сердцевина христианской жизни – это прежде всего Божественная литургия». Проведение сегодняшней международной конференции в Алма-Ате призвано стать ответом на призыв нашего Предстоятеля к духовенству и православной общественности придавать бо́льшее внимание богослужебному пению, серьезнее относиться к его значению в церковной жизни и прилагать усилия к его развитию. Несомненно, повышение уровня исполнительского мастерства, улучшение качества звучания хоровых коллективов напрямую зависит от профессионализма и горячего желания руководителей – ре́гентов. Поэтому особое внимание на нашем мероприятии будет уделяться практическим вопросам регентского делания.

На сегодняшний день достаточно обстоятельно изучены история и теория церковно-певческого искусства, проведен детальный анализ музыкального материала и его особенности. Однако специфика деятельности самого «исполнителя» – регента и его «инструмента» – церковного хора, вопросы их практического взаимодействия, методы хормейстерской работы, региональные особенности в наше время остаются малоисследованными.

Митрополит Александр в своем выступлении затронул ряд актуальных тем, требующих внимательного изучения и принятий определенных решений. Действительно, одна из первоочередных задач – это возвращение пению в наших храмах подлинно церковного духа. Грамотное исполнение произведений с точки зрения музыкальной науки должно непременно сочетаться с вековыми богослужебными традициями. В общении с регентами и певчими я не устаю говорить о важности и необходимости преемственности певческого наследия предшествующих поклонений. Замечательно, что такие знаменитые коллективы, как Синодальный хор под управлением Алексея Пузакова и хор Елоховского Богоявленского собора под руководством Александра Майорова, ориентируются, в первую очередь, на продолжение лучших исполнительских и репертуарных традиций прошлого. В ходе работы конференции мы будем иметь уникальную возможность не только послушать доклады наших московских гостей, но и увидеть примеры их взаимодействия с певчими, технику дирижирования, мануальные и мнемические действия.

Регентское дело – церковное служение, следовательно, оно базируется на музыкальном и литургическом образовании. Руководитель хора, будь то в кафедральном соборе или в небольшом приходском храме, непременно должен быть компетентным уставщиком, знающим структуру службы, владеющим принципами взаимодействия богослужебных кругов, умеющим правильно выбрать главную тему дня. Например, если на воскресный день попадает один из двунадесятых богородичных праздников, то главной темой остается Воскресение (как малая Пасха), а уже вторая тема – богородичная. Для профессионального регента подготовка к богослужению начинается задолго до спевки, на которой разучиваются песнопения предстоящей службы. Внимательное изучение уставных особенностей и богословского содержания исполнимых текстов, кропотливой процесс проникновения в их суть и смысл составляет неотъемлемую часть регентской работы. Только при таком условии руководитель церковного хора сам сможет постичь содержание песнопений и передать своим певчим дух и смысл того, что им предстоит петь.

Хотел бы отметить, что в центре внимания регента должны быть не только главные песнопения всенощного бдения или Литургии, а, непременно, все части богослужения. С сожалением отмечу, что порой приходится слышать, как детально, скрупулезно прорабатывая «Свете тихий» или «Милость мира», регент совершенно забывает про качество исполнения стихир или тропарей. Такое исполнение вызывает эстетический диссонанс и отрицательно влияет на восприятие служб молящимися. Надо помнить, что именно в изменяемых частях всенощного бдения – в стихирах, ирмосах и тропарях – содержится основной богословский смысл празднуемого события. Может быть кого-то удивлю, но подчеркну, что даже качество исполнения малых ектений, которые ритмично дробят наши богослужения на логические части, непременно требует регентского внимания. Умение исполнять тексты, речитативные песнопения, которых особенно много во всенощных бдениях, находится сегодня, увы, на низком исполнительском уровне. Потому на спевках необходимо уделять равное внимание неизменяемым и изменяемым частям богослужения. Певчие обязательно должны выучить систему осьмогласия, свободно владеть ею, а регенту, особенно начинающему, необходимо освоить наиболее употребительный обиходный репертуар и принципы исполнения обиходных песнопений.

Что касается способов управления хором, то исторически их сформировалось два: управление голосом и рукой. В регентовании применяются оба эти способа, при этом техника показа рукой основана на отдельных элементах дирижирования, видоизмененных в соответствии с церковной исполнительской спецификой. Если певцы знакомы с певческой традицией мало, необходим подробный показ, яркая мануальная техника, а по мере ее усвоения показ становится более лаконичным и отражает преимущественно ритмическую основу напева. Дирижерская техника регента должна быть реальной – научной, ненужно придумывать свой «язык». Все движения должны быть оправданы. Практика показывает, что несоответствие движений рук и тела со звуковым образом нарушает и у исполнителя, и у слушателя представление о характере музыки. Неверные, плохо отточенные регентские жесты мешают певчим, а чрезмерная, неоправданная жестикуляция способна смутить прихожан храма.

Выдающийся церковный композитор и регент П.Г. Чесноков говорил: «Хор – это такое собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль». В связи с этим замечательным определением хотел бы в обязательном порядке обратить внимание на распространенную ошибку – превращение регента в «головщика». Происходит следующее: руководитель коллектива исполняет одну из партий, и, волей-неволей, увлекаясь, начинает петь громче остальных участников хора. В результате регент не только выделяется сам на фоне остальных, но и перестает адекватно воспринимать хоровое пение – разрушается ансамбль. Ни о каком уравновешенном звучании хоровых партий и отдельных голосов при таком подходе к регентскому деланию не может идти речи. Можно наблюдать, что подобное управление коллективом не только приводит к разбалансировке хорового строя, но и нередко становится причиной фольклоризированной, грубо народной манеры исполнения песнопений. Мне могут возразить – а как быть если весь коллектив представляет собой совсем небольшую певческую группу и каждый голос на вес золота? Отвечу: в таком случае регент в виде исключения может петь, но очень спокойно, негромко, предельно внимательно наблюдая за интенсивностью своего звучания. Руководитель должен владеть эмоциями и не пытаться громкостью своего голоса восполнить недостатки пения коллектива. В практике регентского служения существует сольная традиция исполнения духовных песнопений, свойственная небольшим сельским храмам. В таком случае наблюдается двуединство – «регент-солист» и качество богослужебной музыки зависит всецело от личности поющего. Мы же с вами все-таки рассматриваем наличие певческого коллектива, работа которого подчиняется своим правилам и законам.

К слову о громкости. С сожалением скажу, что при посещении богослужений в храмах Казахстана и знакомстве с приходским пением, в ряде случаев мной была замечена крикливость при исполнении песнопений. Речь не идет о необходимости заполнить звуком большие храмовые пространства. С чрезмерным искусственным усилением звука пели коллективы в совсем небольших церквях. Нельзя, увидев в нотах пометку форте, фортиссимо, переходить на то, что и Трулльский собор, и Типикон называют «бесчинными воплями». Подлинно молитвенное пение не допускает звуковых эффектов, рассчитанных мощью, силой голосов удивить находящихся в храме. Необходима сдержанность и деликатность как в fortissimo, так и в pianissimo. Это же правило следует отнести и к ладам гармонической тональности – мажору и минору. Аскетизм церковной музыки требует всячески избегать в исполнении как сентиментальности и слащавости, так и бравурности. Пение за службой не имеет право превращаться в утонченное эмоциональное, душевное развлечение. Эстетическая сторона, несомненно, важна, но она не должна заслонять внутреннюю – духовную.

Для человека, желающего разбираться в изобразительно искусстве, необходима «насмотренность» — визуальный опыт, приобретенный в результате просмотра большого количества произведений выдающихся мастеров. Нечто подобное необходимо и человеку, который хочет постичь церковную музыку, профессионально разбираться в тонкостях богослужебного пения. И регенту, и певчему нужна «наслушанность» — большой опыт взаимодействия с лучшими образцами православного музыкального искусства. У известного немецкого композитора Роберта Шумана есть такое высказывание: «На сладостях, печенье и конфетах из ребенка никогда не вырастить здорового человека. Духовная пища так же, как и телесная, должна быть простой и здоровой. Великие мастера достаточно позаботились о такой пище; ее и придерживайтесь». Наслушанность нужна, чтобы разбираться в огромном количестве как старинных, так и современных произведений, формировать репертуар, отличать по-настоящему прекрасные песнопения от безвкусных сочинений. Нам, регентам, необходимо оттачивать не только свое мастерство, но и развивать, отшлифовывать вкус вдумчивым и аккуратным знакомством с произведениями духовной музыки разных стилей, эпох и жанров. Мы с вами должны понимать светское хоровое и оперное искусство, византийское и русское пение, отечественных и западноевропейских классиков.

Не могу не сказать несколько слов о репертуаре. Как правило хор церковной общины – чаще всего не вполне профессиональный коллектив. Поэтому с хормейстерской точки зрения такой хор – далеко не совершенный инструмент, он не подходит для исполнения сложных музыкальных произведений. В то же время, опытный регент, умело подбирая репертуар, может и с таким «слабым» хором достичь своей цели – наполнить храм духом благодатной молитвы. Сегодня мы наблюдаем большое разнообразие в жанрах церковного певческого искусства – наряду с произведениями известных российских композиторов, которые со времен Синодальной эпохи прочно вошли в богослужебную жизнь нашей Церкви, можно услышать византийские или знаменные песнопения. С одной стороны, такое богатство мелодий и распевов дает большую свободу для творчества хоровых коллективов, для раскрытия потенциала регентов и певчих, а с другой – при неправильном употреблении – может превратить богослужение в набор концертных номеров или своей необычностью, а порой и экзотичностью, смутить умы и сердца прихожан, воспитанных на определенных, устоявшихся традициях. Представьте, обычный приходской храм, утреню Великой Субботы, пение тропарей «Благообразный Иосиф…». И, вместо привычного «Болгарского распева» зазвучит что-то иное, пусть даже весьма приятное на слух. Это же касается ирмосов «Помощник и Покровитель» или «Волною морскою», стихир Святой Пасхи и многих текстов Триоди и великих праздников. Какова будет реакция подавляющего большинства прихожан? Скорее всего, негативной. Существуют такие произведения, распевы и мелодии, которые стали органичной, неотъемлемой частью литургической традиции Русского Православия. Недопустим, на мой взгляд, отказ от Осмогласия в существующих и привычных для нас формах, сложившихся в XIX столетии в Санкт-Петербурге и Москве. Традиционность, оценивающаяся как тривиальность в мирской музыке, в богослужебной, напротив, становится необходимым качеством.

В одном ряду с проблемами формирования репертуара, перед регентом всегда стоит вопрос, как правильно должно звучать то или иное песнопение, сможет ли коллектив в данном составе грамотно исполнить произведение, каковы должны быть нюансы – темп, громкость, тесситура. Самая распространенная ошибка, на мой взгляд, это несоответствие произведения характеристикам и качествам коллектива. И речь идет не всегда об отсутствии профессионализма. К примеру, хор состоит из 8-ми человек с музыкальным образованием, с хорошими вокальными данными, и, вдруг, регент решает исполнить произведения Д. Бортнянского, А. Веделя или С. Рахманинова, фактура которых рассчитана на большой хор из более чем 20 человек. В результате, как показывает практика, получится куцее, суетливое и крикливое пение, далекое от церковного благочестия. Итак, прежде чем предложить песнопение для разучивания и внедрения в репертуар, регенту необходимо иметь четкое представление для какого состава коллектива писал автор, какие особенности исполнения предполагались в первичной редакции, важно здраво и объективно рассчитывать силы своего хора, избегать неоправданных амбиций. Численность и профессиональная подготовка конкретного хора непременно должна учитываться при выборе произведений. Лучше спеть качественно, стройно и слаженно нечто простое, «обиходное», чем неприятно удивить молящихся своими музыкальными экспериментами.

Еще одной актуальной проблемой является музыкальная пестрота, эклектичность пения за Литургиями и всенощными бдениями из-за отсутствия единства гармонической тональности и смешения жанров. За одним богослужением, порой, можно услышать и композиторские произведения в классическом стиле с элементами барокко, и, унисонное «Единородный Сыне», и Херувимскую монастырского распева, и «византийский» задостойник. Несомненно, такое сомнительное разнообразие не способствует созданию молитвенного настроения. Но при этом, мелодическое единство не должно выстраиваться за счет сужения, обеднения репертуара. В Литургии и всенощном бдении могут присутствовать самые разные произведения, но главное, смысловое, музыкальное, тональное единство.

Необходимо быть осторожными в предпочтениях к распевам или композиторскому творчеству, называя что-то каноническим, истинно духовным, а что-то объявляя нецерковным. Нельзя ставить вопрос так, что этого композитора можно петь, а такого-то нет. Надо рассматривать каждое произведение независимо от имени автора, а отдельно. Имя гения не должно заслонять содержание. Даже у самых известных церковных композиторов можно назвать произведения откровенно слабые в богослужебном отношении, а у малоизвестных сочинителей порой встречаются настоящие произведения искусства.

Завершая свое выступления хотел бы сказать, что главное условие постижения мастерства регента – многолетний труд по изучению традиций и овладевание спецификой этого искусства. «Талант – это, конечно, великое качество в человеке, но работать надо не покладая рук всю жизнь и головой, и сердцем, и руками», – говорил Ф.И. Шаляпин.

Позвольте пожелать всем нам плодотворной работы, благословенных успехов и творческого вдохновения! Благодарю за внимание!

Культура и Искусство