Архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний и епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион приняли участие в праздновании в честь Табынской иконы Божией Матери в Оренбурге
- 09.06.2018, 21:03
- Служение архиереев
7-8 июля 2018 года. В городе Оренбурге состоялось празднование, посвященное воспоминанию явления чудотворной Табынской иконы Божией Матери, которое произошло в 1765 году.
В церковных торжествах по приглашению главы Оренбургской митрополии митрополита Оренбургского и Саракташского Вениамина приняли участие архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний и епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион.
В паломничестве в Оренбург архиепископа Антония сопровождали: личный секретарь и благочинный Уральского округа архимандрит Дионисий (Козулев), настоятельница Покровского женского монастыря города Уральска игумения Варвара (Морозова), диакон Артемий Рыбальченко.
7 июня, в канун праздника Табынской иконы Божией Матери, в Никольском кафедральном соборе было совершено всенощное бдение, которое возглавил, митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви.
Его Высокопреосвященству сослужили: митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин, митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний, епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий, епископ Сердобский и Спасский Митрофан, епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион, клирики Оренбургской митрополии и священнослужители, прибывшие с гостями-архипастырями.
Богослужебные песнопения исполнили архиерейский хор под управлением Юлии Вагановой и хор Оренбургской духовной семинарии под управлением священника Александра Ромашкова.
8 июня, в сам день праздника, в Никольском кафедральном соборе Оренбурга состоялась Божественная Литургия, которую совершили: митрополит Калужский и Боровский Климент, Митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин, митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний, епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий, епископ Сердобский и Спасский Митрофан, епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион, епископ Кузнецкий и Никольский Нестор, епископ Сызранский и Жигулевский Фома. Архипастырям сослужило духовенство митрополии и паломники в священном сане.
За Литургией пели архиерейский хор и хор Оренбургской духовной семинарии.
Проповедь перед причастием произнес клирик Никольского кафедрального собора протоиерей Андрей Чичев.
По окончании Литургии митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин поблагодарил преосвященных архипастырей и духовенство за совместное богослужение. На память о совместной молитве владыка Вениамин преподнес в дар иерархам панагии.
Далее, с проповедью к собравшимся обратился митрополит Климент. Высокопреосвященнейший владыка передал благословение и поздравления участникам торжеств от Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
По окончании Литургии был совершен общегородской крестный ход от Никольского кафедрального собора до поклонного креста на месте Казанского кафедрального собора.
Табынская икона Пресвятой Богородицы - одна из самых известных святынь в Русской Православной Церкви. Наибольшее распространение почитание этого образа получило в епархиях Башкирии, Оренбуржья, Поволжья, Сибири, Казахстана. Первоначально икона явилась на солёном ключе при Вознесенской пустыни (с. Курорта, Башкортостан). Первое явление Табынской иконы Божией Матери произошло, скорее всего между 1594 и 1597 годом. Как гласит предание: иеродиакон Амвросий шел вечером с сенокоса. И проходя мимо соленого источника, услышал голос: «Возьми Мою икону». Но, считая эти слова наваждением, постарался не обратить внимания. На третий день проходя там же он снова услышал неземной глас: «Да потщится правоверная братия богоспасаемой обители прияти Мя во храм Господа Моего». Он осмотрелся и увидел на большом камне в тени большого дерева икону Божией Матери. Камень был действительно большим, около 3-х метров в высоту и ширину. Этот камень нависал над двумя источниками один из которых был соленый, другой пресный. Диакон поклонился иконе и побежал в монастырь. Братия с честью и пением принесли икону и поставили ее в храме. Но на утро иконы не обнаружили. Стали искать и увидели ее на монастырских вратах. Монахи снова вернули икону в храм, но утром она опять была на прежнем месте. Тогда они решили, построить над вратами часовню там стали молиться ей. Дальше произошло новое явление Табынской иконы. Как говорит сказание: «Пречистая икона была перенесена братию в монастырь. И была носима и в Казань и в Уфу, но как бы не обретшая там себе места, она снова явилась на камне и снова была поставляема в монастырь» Это стало известно царю Федору Иоанновичу, и он даровал новые земли, на которых архиепископ Гермоген основал монастырь «Пречистенский».
Второе явление Табынской иконы в 1765 году в том же месте, что и первый раз. Предание рассказывает: Три пастуха башкира пасли скотину у соленых ключей и увидели на камне икону Божией Матери. Они бросились рубить ее топором, говоря: «Вот русский Бог» и раскололи икону на две части. За такое святотатство пастухи ослепли. Стали плакать и молиться: «Не уйдем пока нас русский Бог не исцелит». Самый молодой башкир из них 14-15 лет особо сильно молился и прозрел. Он подвел своих товарищей к соленому источнику. И они, каясь в содеянном умывали глаза соленой водой и милостью Богородицы прозрели. С этих пор вода в источнике стала святой. Тем временем жители Богоявленского завода стали волноваться о скотине и побежали к соленым ключам и обрели чудотворную икону, о которой было известно по старинному преданию. Перенесли икону в церковь, но утром икону не обнаружили, а обнаружили её в селе Табынском. Известно, что молодой башкир принял святое крещение и проводя особую подвижническую жизнь, умер в возрасте 130 лет во время крестного хода в городе Челябинске.
Согласно преданию, Табынская икона явилась в 9 пятницу после праздника Пасхи.
Во время гражданской войны, отступавшими войсками атамана Дутова икона была перенесена за границу. И долгое время находилась в Китае. Сейчас местонахождение покровительницы Уральского края неизвестно. В настоящее время предпринимаются поиски исчезнувшей иконы.
Крестный ход в память явления святыни в Уфимской епархии был возрожден в 1992 году.
По материалам пресс-служб Оренбургской и Уральской епархий.