Состоялось награждение лауреатов II Всеказахстанского фестиваля «Пасхальная Песнь»
Глава Митрополичьего округа совершил первую Литургию Преждеосвященных Даров в наступившей святой Четыредесятнице
Вознесенский кафедральный собор посетила делегация казахстанских и российских парламентариев
Освящены купольные кресты для строящегося Александро-Невского храма Алма-Аты
В воскресный день, отмеченный памятью преподобного Никиты Костромского, митрополит Александр совершил Литургию в Софийском соборе Алма-Аты

28 сентября 2025 года – попразднство Воздвижения Креста Господня; день памяти преподобного Никиты Костромского – ученика и сродника преподобного Сергия Радонежского; день памяти новомучеников и исповедников, на земле Казахстанской просиявших.

Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную Литургию в Софийском соборе Иверско-Серафимовского женского монастыря города Алма-Аты.

Предстоятелю Православной Церкви Казахстана сослужили: викарии Астанайской епархии – епископ Талдыкорганский Клавдиан и епископ Талгарский Вениамин; благочинный приходов Южной столицы, настоятель Никольского собора протоиерей Валерий Захаров; благочинный приходов Астаны архимандрит Сергий (Карамышев), настоятель алма-атинского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Евгений Воробьев; ректор Алма-Атинской духовной семинарии, руководитель информационно-издательского отдела Митрополичьего округа кандидат богословия протоиерей Евгений Иванов; ключарь Христорождественского собора протоиерей Александр Гайченя, протоиерей Александр Соколов, иеромонах Роман (Чистяков), руководитель личного секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий), руководитель административного секретариата Главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров, ключарь Казанского собора Алма-Аты иерей Георгий Рублинский; протодиакон Николай Гринкевич, руководитель службы протокола митрополита протодиакон Роман Головин, протодиакон Владимир Сыровацкий, диакон Богдан Бойко, диакон Илия Воробьев.

За богослужением молились: настоятельница Иверско-Серафимовского женского монастыря игумения Любовь (Якушкина) с сестрами обители; секретарь Православной Церкви Казахстана, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, регент хора Казахстанского Митрополичьего округа, член Патриаршего совета по развитию русского церковного пения О.Н. Овчинников; сотрудники Алма-Атинского епархиального управления, прихожане храмов Южной столицы, паломники из Киргизии.

Пел хор Софийского собора обители под управлением О. Усольцевой.

Возносились молитвы о упокоении иерархов, священнослужителей, монашествующих и всех православных христиан «в годину лютых гонений от безбожников умученных и убиенных, от голода, холода, ран, болезней и непосильных работ в лагерях, в темницах и во узах скончавшихся».

Проповедь по запричастном стихе произнес протоиерей Евгений Иванов.

По окончании Литургии состоялось поклонение Кресту Христову – духовенство и хор пропели тропарь, кондак и величание празднику, а также стихиру «Кресту Твоему покланяемся, Владыко…», и было совершено славление преподобному Никите Костромскому и новомученикам и исповедникам Казахстанским.

Митрополит Александр обратился к собравшимся со словами поздравления с попразднством Воздвижения Креста Христова и произнес проповедь.

Его Высокопреосвященство сердечно поздравил секретаря Митрополичьего Округа О.Н. Овчинникова с 54-летием со дня рождения, пожелав помощи от Господа в служении Святой Церкви, крепости душевных и телесных сил и творческих успехов. Владыка вручил Олегу Николаевичу святую просфору и букет цветов, после чего ему было провозглашено многолетие.

От имени духовенства и верующих со словами благопожеланий к Олегу Николаевичу обратился благочинный храмов Южной столицы протоиерей Валерий Захаров.

Духовенство и участники богослужения вручили маэстро святую просфору и букет цветов, после чего ему было провозглашено многолетие.

«Казахстану было суждено занять особое место в новейшей истории Русской Православной Церкви. Вся эта древняя земля в годину огненного искушения (1Птр. 4:12) стала местом подвигов, исповедничества, мужественных страданий и мученической кончины такого огромного числа верующих разного звания и возраста, что ныне по достоинству она именуется «Антиминсом, распростертым под открытым небом». Этими возвышенными словами впервые Казахстан назвал приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II. На бескрайних просторах Сары-Арки, в Семиречье, в предгорьях Заилийского Алатау, в Туркестане они несли свой тяжкий крест, изнемогали от голода и болезней, страдали от холода и зноя, томились от непосильной работы, умирали в тяжких муках за веру в Бога. Болью в сердце отзываются сегодня, даже спустя многие десятилетия, названия мест массовых репрессий и гибели ни в чем неповинных людей: КарЛаг, АЛЖИР, Степлаг, Лисья Балка. Собор Казахстанских новомучеников и исповедников объединил в себе верных сынов и дочерей нашей Церкви из самых разных губерний бывшей Российской Империи – от Балтики и Черного моря до Тихого океана. В мартирологе Великой степи содержатся имена таких известных иерархов, как митрополит Казанский Кирилл (Смирнов) – несгибаемый, бескомпромиссный борец за святость и чистоту Православия; архиепископ Симферопольский Лука (Войно-Ясенецкий) – хирург с мировым именем, профессор медицины, лауреат государственной премии, автор многих уникальных научных работ; архиепископ Костромской Никодим (Кротков), архиепископ Омский Алексий (Орлов), архиепископ Воронежский Захария (Лобов), епископ Липецкий Уар (Шмарин), епископ Ивановский Борис (Воскобойников), епископ Дмитровский Серафим (Звездинский), архиепископ Херсонский Прокопий (Титов), епископ Подольский Амвросий (Полянский) и многие другие. Где бы ныне ни жил православный христианин – в Центральной России, на Дальнем Востоке или в Сибири, на Украине, в Прибалтике, Белоруссии – с Казахстаном его епархию, приход, родной храм особым образом всегда будет связывать имя того или иного страдальца Христова, пролившего на этой земле свою кровь, или отбывавшего здесь тюремные сроки в ссылках и лагерях. Наш долг – помнить о каждом из страдальцев за имя Христово, воссоздать их светлый образ, увековечить имена в памяти народа, сделать так, чтобы на этих примерах воспитывались новые поколения христиан. Слава Богу, что в последние годы в Казахстанском Митрополичьем округе немало делается для того, чтобы страдальческий подвиг исповедников веры, просиявших в Центрально-Азиатском регионе, стал, как можно более известен и изучен, и в нашей стране, и за ее пределами. Жертвенный подвиг сонма иерархов, пастырей, монашествующих и мирян стал очевидным подтверждением истинности и непреложности слов Христа Спасителя, Который сказал Своим ученикам: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Те, кто проливали свою кровь за евангельскую истину, верой и правдой в годину огненного испытания служили Богу, проходили через ссылки и лагеря, мужественно претерпевали гонения, притеснения и унижения, заложили тот фундамент, на котором сегодня мы можем созидать и развивать полноценную церковную жизнь. Сегодня, по прошествии десятилетий со времени страшного гонения на святое Православие, мы видим, что Всеблагой Промысл Божий обратил во благо – к славе и чести верных рабов Христовых – все страдания, скорби и трудности, которые выпали на их долю. «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота», (1Петр 1:7-9), – обращался к страдальцам за имя Христово первоверховный апостол Петр. Сегодняшнее празднование в честь всех казахстанских святых побуждает нас проверять и испытывать самих себя на верность заповедям Евангелия, укреплять свою душу примерами жизненного подвига мучеников, неустанно трудиться ко спасению души, проповедовать Слово Христовой Истины ближним и дальним». Из проповеди митрополита Александра.


Преподобный Никита Костромской – ученик и сродник преподобного Сергия Радонежского. Родился святой в 60-е годы XIV века в Подмосковье (не случайно в некоторых списках учеников Радонежского игумена он именуется Серпуховским или Боровским). Монашеский путь преподобного Никиты начался в Высоцком Богородицком Зачатьевском монастыре близ Серпухова. В 1396 году святой стал игуменом обители, а около 1415 года из-за болезни глаз оставил монастырь и удалился на покой в Высоко-Покровский монастырь близ города Боровска. Здесь он являлся духовным наставником преподобного Пафнутия Боровского – будущего основателя Пафнутиево-Боровского монастыря. В начале 20-х годов XV века преподобный Никита покинул Высоко-Покровскую обитель и направился на север, в Кострому, где в то время на окраине города основал Богоявленский монастырь. Точное время кончины святого неизвестно (видимо, это совершилось в середине XV столетия); погребен он был в деревянном Богоявленском соборе основанной им обители. В 1559-1565 годах на месте деревянного построили каменный Богоявленский собор, нижняя часть которого стала усыпальницей; под юго-западной частью храма располагалась и гробница преподобного Никиты. После пожара 1847 года, уничтожившего практически весь монастырь, собор был восстановлен в 60-е годы XIX века, когда обитель стала женской и получила именование Богоявленско-Анастасииной. В настоящее время мощи святого покоятся пол спудом в Богоявленском соборе обители.
Трудами митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, в бытность его архиепископом Костромским и Галичским, вместе с возрождением Богоявленско-Анастасииного монастыря была возобновлена традиция почитания преподобного Никиты на Костромской земле, прерванная в годы безбожного лихолетья ХХ века.

 

Служение митрополита Александра