В праздник Усекновения главы Предтечи Господня Иоанна митрополит Александр совершил Литургию в Вознесенском соборе Алма-Аты
Завершилось пребывание ковчега с мощами блаженной Матроны Московской в столице Казахстана
Митрополит Александр сослужил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за Литургией, открывшей работу XXVIII Международных Рождественских чтений
Глава Православной Церкви Казахстана освятил новопостроенное здание Дома милосердия Чимкентской епархии
Заключительная поминальная суббота Великого поста. Глава Казахстанского Митрополичьего округа совершил Литургию в Иверско-Серафимовской обители Алма-Аты

2 апреля 2022 года - суббота 4-й седмицы святой Четыредесятницы, великопостное поминовение усопших.

Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную Литургию святителя Иоанна Златоуста в соборе во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Иверско-Серафимовского монастыря города Алма-Аты.

Предстоятелю Православной Церкви Казахстана сослужили клирики, несущие послушание в обители, и духовенство храмов Южной столицы.   

За Литургией молились: настоятельница Иверско-Серафимовского монастыря игумения Любовь (Якушкина) с сестрами; секретарь Митрополичьего округа, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения О.Н. Овчинников; сотрудники Алма-Атинского епархиального управления; паломники обители и прихожане.

Песнопения исполнял хор Софийского собора монастыря под управлением О. Усольцевой.

По сугубой ектении митрополит Александр прочитал молитву о восстановлении мира, возносимую во всех храмах Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

За богослужением совершались сугубые молитвы о упокоении почивших казахстанских иерархов, пастырей и монашествующих, вождей и воинов на поле брани жизнь свою за веру и Отечество положивших, всех в годину лютых гонений от безбожников умученных и убиенных, от голода, холода, ран, болезней и непосильных работ скончавшихся, и всех православных христиан. Митрополит Александр и духовенство поминали приснопамятных казахстанских иерархов – апостола Центральной Азии, просветителя Казахстана архиепископа Софонию (Сокольского, †1877 ) и подвижника благочестия митрополита Иосифа (Чернова, †1975), чья гробница находится в Софийском соборе; также воспоминались первая настоятельница Иверско-Серафимовского монастыря монахиня Паисия, игумении Нектария и Евфросиния, насельницы, строители, жертвователи и благоукрасители обители, преставившиеся ко Господу, и все «в вере и благочестии в земле казахстанстей пожившие и усопшие».

Также митрополит Александр совершил поминовение почивших святителей земли Вятской – архиепископов Мстислава (Волонсевича; †1978) и Вениамина (Тихоницкого; †1957), которые преставились ко Господу в один день – 2 апреля. Исповедник веры архиепископ Вениамин – сын священномученика протоиерея Михаила Тихоницкого. Все его церковное служение связано с Вятским краем. Пятнадцать последних лет жизни он возглавлял Кировскую епархию. Награжден государственной медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Архиепископ Мстислав, более двух десятилетий прослуживший в епископском достоинстве, пользовался авторитетом строгого, но справедливого и доброго наставника. По воспоминаниям современников, владыка искренне любил свою паству, а духовенство и верующие относились к нему с большим почтением.

После отпуста Литургии митрополит Александр обратился к собравшимся со словом архипастырского поучения, в котором рассказал о важности поминовения усопших.

Далее была совершена панихида по всем «от века и до дне сего скончавшимся православным христианам».

Владыка митрополит к предстоящему празднику Святой Пасхи удостоил трех священнослужителей епархии богослужебно-иерархических наград: клирика Никольского собора Алма-Аты протоиерея Владимира Волкова – права ношения креста с украшениями, клирика Параскевинского храма Алма-Аты иерея Андрея Шилова – права ношения наперсного креста; клирика храма в честь иконы Божией Матери «всех скорбящих радость» города Алма-Аты иерея Владимира Саввина – права ношения набедренника.

«Люди праведной жизни свидетельствуют, что для наших почивших близких самым большим благом является церковная молитва и принесение Бескровной Жертвы святой Евхаристии. Ни на земле, ни на Небе, нет действеннее средства для избавления душ усопших от страданий и дарования им блаженного упокоения, чем поминовение за Божественной Литургией. В житии Алексия Голосеевского, старца и подвижника Киево-Печерской Лавры описывается назидательный случай, подтверждающий эту истину. 1896 году вся Россия трепетно и радостно ожидала открытия мощей великого угодника Божия, более 200 лет нетленно почивавшего в Чернигове, – святителя Феодосия. Иеромонаху Алексию накануне чина канонизации было поручено переоблачить святые мощи. С великим благоговением совершив их переоблачение в пещере, где они почивали, старец погрузился в молитву, и от утомления задремал. И ему, как бы в тонком сне, предстало дивное видение. В великой славе явился сам угодник Божий и сказал: «Благодарю тебя за то, что потрудился для меня. Прошу тебя, поминай на проскомидии моих родителей – иерея Никиту и Марию». «Святитель Божий, — отвечал пораженный старец, – как же я, грешный, дерзну молиться о них, когда сам ты пребываешь в такой славе у Господа?» – «Поминай их за Божественной Литургией, при принесении Бескровной Жертвы, – снова повторил Святитель, – ибо это – выше моих молитв». Видение закончилось. Необходимо отметить, что ни память народная, ни история не сохранили имен родителей святителя Феодосия. Прошло несколько лет, и в одном из самых древних киевских монастырей, Выдубицком, был найден синодик – поминальник святителя Феодосия, бывшего в той обители игуменом, и в нем его собственноручная запись имен его родителей: иерея Никиты и Марии. Этим фактом была удостоверена истинность видения старца Алексия». Из проповеди митрополита Александра.

 

Служение митрополита Александра