По благословению Главы Казахстанского Митрополичьего округа вышел в свет каталог коллекции государственного музея искусств Казахстана им. А. Кастеева «Древнерусское искусство»
- 22.07.2022, 13:01
- Культура и Искусство
22 июля 2022 года. Алма-Ата. По благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра вышел в свет каталог «Древнерусское искусство» – первое иллюстрированное издание коллекции древнерусского искусства XVII-XIX веков из фондов государственного музея искусств Республики Казахстан имени Абылхана Кастеева.
Изданию каталога была посвящена масштабная пресс-конференция с участием казахстанских государственных и частных СМИ.
Презентация альбома состоялась в ходе открытия выставки «Древнерусское искусство» в государственном музее им. А. Кастеева, посвященной исторически и духовно значимой для Казахстана дате – 150-летию учреждения Туркестанской епархии, и организованной совместными усилиями музея и Казахстанского Митрополичьего округа. Первые экземпляры были преподнесены почетным гостям вернисажа: митрополиту Астанайскому и Казахстанскому Александру, министру информации и общественного развития Республики Казахстан Аскару Куанышевичу Умарову, председателю комитета по делам религий РК Ержану Болаткановичу Нукежанову, генеральному консулу Российской Федерации в Алма-Ате Евгению Петровичу Боброву, руководителю управления по делам религий Алма-Аты Нурлану Медсантовичу Кикимову, президенту общественного фонда «United Charity Projects Evolution» Георгию Геннадьевичу Сосновскому.
Каталог «Древнерусское искусство» издан благодаря поддержке общественного фонда «United Charity Projects Evolution» во главе с его президентом Г.Г. Сосновским.
На сегодняшний день – это единственная публикация подобного рода в Казахстане. В каталоге два раздела – «Иконопись» и «Металлоплатика». Каждый из них предваряет статья, в которой содержится информация об истории формирования фонда и наиболее ценных экспонатах. Фотоснимки икон сопровождаются аннотациями, поясняющими их содержание и характер образного решения.
Каталог открывается вступительными словами Главы Православной Церкви Казахстана митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, президента общественного фонда «United Charity Projects Evolution» Г.Г. Сосновского и директора государственного музея искусств им. А. Кастеева Г.М. Жумабековой.
В слове митрополита Александра говорится: «Православная иконопись занимает особое место не только в жизни верующих людей, но и является частью сокровищницы мирового художественного искусства.
Известный философ и мыслитель Евгений Трубецкой называл икону «умозрением в красках», а выдающийся богослов священник Павел Флоренский – «напоминанием о Горнем первообразе». Живописным языком священные изображения говорят людям о возвышенных догматических истинах, которые открыты в Священном Писании и церковном Предании. Несомненно, иконопись привлекает к себе зрителя особыми, таинственными символами красок и линий, богатством сюжетов, непривычным построением композиции. Для христианина священные изображения Господа, Пресвятой Богородицы, ангелов и святых всегда были не только произведением искусства, а выражением благодатного опыта Церкви, свидетельством жизни в ней Святого Духа. С самого начала своего возникновения церковное искусство служило не столько для украшения храмового интерьера, сколько для научения молитве и наставлении в основах веры «Что слово повествования предлагает для слуха, – пишет святитель Василий Великий, отец Церкви IV века, – то молчаливая живопись показывает через изображения». Икона напоминает современному человеку о том, что помимо того мира, в котором он живет, есть еще иной мир – небесный, духовный, и что кроме материальной жизни существует другая – бытие бессмертной души, жаждущей богообщения.
В православной иконе отражены молитвенная собранность, умиротворенность духа, наполненность сердца благодатью Божией, то есть то, что является конечной целью духовного пути и жизни христианина, и не только христианина, но и каждого человека. Икона – вершина людских усилий возродить в себе искаженный образ Божий, увидеть в святых ликах обновленное человеческое естество, ее цель – направить внутренние силы, чувства и ум к единому на потребу – к преображению и «спасению души» (Евр. 10:39).
В трагические годы ХХ столетия церковное искусство находилось в пренебрежении. Революционные потрясения, через которые прошла наша страна в прошлом веке, стали причиной почти повсеместного забвения и исторического прошлого, и духовных корней нашего народа, и его святынь. Это скорбное время стало для православной иконы периодом испытаний. Многие древние и намоленные образы, святотатственно изъятые из разрушенных храмов и монастырей, навсегда исчезли в огне костров или были проданы и вывезены за границу. Часть духовного и исторического достояния удалось спасти и сохранить, в том числе, благодаря кропотливому труду музейных работников, реставраторов, историков, краеведов и культурологов. В нашей стране музей искусств имени Абылхана Кастеева стал крупнейшим древлехранилищем памятников иконописи и церковного прикладного искусства. Его по праву можно назвать бесценной сокровищницей духовно-художественного творчества. В настоящее время в обществе имеется живой интерес к произведениям иконописцев прошлого, а поэтому настоящее издание, рассказывающее о православной иконе в собрании знаменитого казахстанского музея, весьма актуально и востребовано. Хорошо иллюстрированный альбом, снабженный научными комментариями ведущих отечественных специалистов, поможет всем желающим открыть для себя богатый мир церковного искусства как явления мировой художественной культуры и приобщиться к духовной красоте Православия».
Георгий Геннадьевич Сосновский в приветствии к читателям издания отмечает: «Издание каталога древнерусского искусства из фондов Государственного музея РК им. А. Кастеева является результатом многолетней исследовательской работы нескольких поколений сотрудников музея и стало возможным по благословению Высокопреосвященнейшего Александра, митрополита Астанайского и Казахстанского.
Музейный каталог дает полное представление о богатейшей коллекции иконописи, датирующейся XVII-XIX веками, и других произведений христианской древности, имеющих культовый характер и представляющих сложную систему построения символики средневекового русского искусства. Представленная в книге иконография образов выделяется необычайной широтой программно-типологических приемов. Здесь со всей очевидностью и во всем многообразии художественных средств проявляется историческая актуальность иконописи как феномена.
Искусство иконописи – одно из ярких проявлений подлинного таланта мастеров древней Руси, тонкого художественного вкуса и безупречного владения материалом. Изучение этого материала вызывает большой научный интерес и является признанием его высокой духовной и художественной ценности.
Немаловажным этапом в подготовке данного издания стал процесс реставрации ряда икон с привлечением специалистов из художественно-реставрационной мастерской Третьяковской галереи г. Москва.
Искренне верим, что данное издание, впервые демонстрирующее во всей полноте бесценную коллекцию древнерусского искусства из фондов ГМИ им. А. Кастеева и включающее ряд отреставрированных произведений церковной старины, послужит базой для дальнейшего изучения собрания, а также станет источником вдохновения для нового поколения художников, иконописцев, искусствоведов и всех ценителей художественного наследия высокой иконописной традиции».
«Государственный музей искусств имени Абылхана Кастеева приближается к своему юбилею. В 2025 году мы будем отмечать 90-летие первого музея искусств в нашей стране. В результате последовательной собирательской деятельности фонд музея на сегодняшний день насчитывает свыше 25,5 тысяч предметов, представляющих искусство разных стран и народов. Особое место занимает коллекция древнерусского искусства. Сформированная за короткий срок, она объединила уникальные произведения иконописи и металлопластики XVII-XIX веков. С появлением первых музейных экспонатов, начинается и научно-исследовательская работа, очередной этап которой завершился публикацией первого иллюстрированного каталога «Древнерусское искусство».
Издание каталога – большое и важное событие для любого музея. Это результат многолетней последовательной работы нескольких поколений музейщиков. В его подготовке принял участие практически весь коллектив музея – научные сотрудники профильного отдела, переводчики, редакторы, хранители фондов, фотографы, дизайнеры. Мы надеемся, что каталог вызовет большой интерес к уникальной коллекции, а также к музею в целом.
Мы выражаем глубокую признательность Общественному фонду UCPEvo и его президенту Георгию Сосновскому за помощь и поддержку в реализации научных проектов нашего музея», - пишет в своем обращении к читателям директор государственного музея искусств Г.М. Жумабекова.
Все тексты каталога «Древнерусское искусство» представлены на трех языках – казахском, русском и английском. Консультативную помощь переводчикам в отношении церковной терминологии оказывали сотрудники Митрополичьего округа: в переводе на казахский язык – священник Елисей Кукеев, в переводе на английский – Андрей Волков.
Научный руководитель проекта – кандидат искусствоведения С.Ж. Кобжанова; составитель каталога и автор вступительных статей и аннотаций – Г.Н. Сырлыбаева; куратор проекта – О.А. Танская. В составе редакционной коллегии вместе со специалистами музея работали сотрудники отдела культуры и издательского отдела Казахстанского Митрополичьего округа.
Каталог «Древнерусское искусство» отличается высоким художественным уровнем и особым качеством фотографий. Над дизайном трудился заслуженный деятель искусств Республики Казахстан Д.М. Касымов.
Во вступительной статье к разделу «Иконопись» руководитель отдела зарубежного искусства Г.Н. Сырлыбаева рассказывает о музейной коллекции и ее особенностях: «Древнерусское искусство – уникальное собрание произведений государственного музея искусств Республики Казахстан имени Абылхана Кастеева. И по многим причинам. Это самая «молодая» часть музейного фонда, которая начала формироваться лишь в 1960-е годы. Источники поступления достаточно ограничены, так как иконопись и культовая металлопластика – виды искусства недостаточно распространенные на территории Республики. Несмотря на это, музею удалось собрать небольшую, но достаточно многоплановую по составу коллекцию, состоящую из произведений художественных центров, что позволяет говорить о самобытности и историческом развитии древнерусского искусства, многообразии иконографических образов, технологических приемах изготовления предметов религиозного культа».
Издание предназначено для искусствоведов, музейных сотрудников, преподавателей и студентов специализированных ВУЗов, а также для широкого круга ценителей изобразительного искусства.