Праздник Воздвижения Креста Господня – годовщина архипастырской хиротонии митрополита Астанайского и Казахстанского Александра
- 27.09.2023, 01:00
- Митрополия
27 сентября, в праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня, отмечается годовщина архипастырской хиротонии митрополита Астанайского и Казахстанского Александра.
В 1989 году в Елоховском Богоявленском кафедральном соборе города Москвы состоялась архиерейская хиротония архимандрита Александра (Могилева) во епископа Костромского и Галичского. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) её возглавил приснопамятный митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан) (в последствии — Предстоятель Украинской Православной Церкви). В хиротонии приняли участие: архиепископ Владимирский и Суздальский Валентин (ныне – на покое), архиепископ Краснодарский и Кубанский Исидор (ныне – митрополит Екатеринодарский и Кубанский), приснопамятный архиепископ Кировский и Слободской Хрисанф (в последствии – митрополит Вятский и Слободской), епископ Калиниский и Кашинский Виктор (ныне – на покое); епископ Азовский Сергий (ныне – митрополит Самарский и Тольяттинский); представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси епископ Филиппопольский Нифон (ныне – митрополит Филиппопольский).
Епископат Казахстана, секретарь и руководители отделов и комиссий Митрополичьего округа, духовенство, монашествующие и миряне Православной Церкви Казахстана поздравляют Высокопреосвященнейшего владыку митрополита Александра с годовщиной архипастырской хиротонии и молитвенно желают милости от Всещедрого Господа, здравия, крепости душевных и телесных сил, благодатной помощи Божией в несении высокого и ответственного святительского служения в Республике Казахстан на благо Церкви Христовой.
Слово архимандрита Александра (Могилева) после наречения во епископа Костромского и Галичского. 26 сентября 1989 года.
«Ваше Высокопреосвященство, богомудрые архипастыри!
Изволением Божиим, постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода Русской Православной Церкви мне, недостойному архимандриту Александру, определенно быть епископом богоспасаемых градов Костромы и Галича. О высоте и ответственности епископского служения известно из Слова Божия и творений святых отцов.
Епископство – апостольское служение, служение Церкви, которую Христос стяжал Кровию Своею. Епископ – предстоятель, духовный отец и учитель вверенного Господом народа Божия. Быть епископом – значить быть первым в молитве, служении, любви, в ответственности пред Господом не только за себя, но и за паству и пастырей; быть образцом для верных в слове, житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4:12), быть всем вся (1 Кор. 9:22).
Размышляя о предстоящем высшем в Церкви служении, преисполняюсь невольного трепета, ибо быть достойным звания христианина – труднейший подвиг для верующего в Сына Божия, еще труднее – ходить достойно высочайшего сана епископа.
Предстоя совестью своей перед правдой Божией, исповедаю перед вами, святители Христовы, что я человек немощный, грешный и слабый. Где мне почерпнуть необходимые силы для несения бремени епископства? В душе моей звучит голосПсалмопевца: Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит (Пс. 36:5). Утешает меня слово апостола язы?ков, божественного Павла: Сила Божия в немощи совершается (2 Кор. 12:9), способность наша от Бога (2 Кор. 3:5).
Вспоминая ныне прожитые годы, я убеждаюсь в твердом водительстве Промысла Божия: Господь с ранних лет отверз мне радость веры. В 18 лет я поступил в Ленинградскую Духовную Семинарию. Здесь стал старшим иподиаконом покойного архиепископа Тихвинского Мелитона (Соловьева), который с момента нашей первой встречи до своей кончины был моим духовным отцом и наставником, примером искреннего смирения и послушания, преданности воле Божией. Скольким я обязан ему! Да упокоит Господь душу приснопамятного архиепископа Мелитона во Царствии Своем!
Господу было угодно, чтобы со второго курса Духовной Академии церковное послушание мое проходило в родном Кирове (Вятке) под святительским омофором Владыки Кировского и Слободского Хрисанфа. От рук моего архипастыря принял сан диакона и священника, был его секретарем и настоятелем Серафимовского кафедрального собор, при этом стремился всегда ответственно исполнять возложенные на меня послушания. И сегодня сердечно благодарю тебя, мой благодетель, архипастырь земли Вятской! Радуюсь, что твои руки в третий раз будут возложены на мою главу с призыванием благодати Святого Духа.
Святители Христовы! Господь призвал вас возродить меня духовно и поставить на высшее служение в Церкви Божией. Сегодня Православие в нашей стране переживает особое время, время духовного обновления: открываются новые храмы, монастыри, Духовные училища, Семинарии. С нетерпением все ждут нового Закона о свободе совести с правовыми гарантиями для верующих граждан. Все это требует от каждого служителя Божия творческого подхода к исполнению своих обязанностей: возвещать истину Христову неленостно, быть твердыней веры во Христа, надежной опорой верным, украшением Церкви, непреклонно стоять в верности апостольскому и святоотеческому учению.
Благодарю Бога моего, в Троице славимого и поклоняемого; прибегаю к молитвенному предстательству Пречистой Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии; призываю молитвы благоверного великого князя Александра Невского и преподобного Александра Свирского, моих Небесных покровителей; обращаюсь к молитвенной помощи святителя Московского Алексия, чьи мощи почивают в этом патриаршем соборе; уповаю на молитвы Собора святых, в земле Костромской просиявших.
Да укрепит меня Господь в новом служении: Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся (Пс. 26,1). Сердечно и сыновне благодарю Первосвятителя Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена за высокое доверие ко мне, недостойному. А ныне трепетно исповедав свое несовершенство и грехи свои, склоняю главу перед волей Божией и определением Священного Синода и прошу святых молитв у архипастырей и Божия народа, зде предстоящего. Аминь».
Слово митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира при вручении архипастырского жезла новопоставленному епископу Костромскому и Галичскому Александру. 27 сентября 1989 года.
«Преосвященный епископ Александр, возлюбленный во Христе собрат наш!
Званием Божиим, избранием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода принявший ныне жребий (Деян. 1:25) высшего служения в Христовой Церкви и благодатию Божиею через возложение рук архиереев к этому освященный, стоишь ты перед нами со страхом и трепетом, готовясь принять архипастырский жезл.
По церковному чиноположению я должен преподать тебе слово наставления, подкрепления и утешения в предлежащем тебе великом служении в сане епископа.
Прежде всего, возблагодари Промыслителя Бога, соделавшего тебя водителем душ человеческих, кормчим корабля Христова.
Ты призываешься нести свое служение в Костромской земле. Паства, вверяемая твоему руководству, потребует от тебя много труда с любовью и любви с терпением. Будь примером во всем. Веруй тепло и умиленно, молись искренно, служи неленостно, сохраняй священные каноны Святых Соборов и тысячелетие традиции нашей Церкви твердо и незыблемо, не раболепствуй перед духом времени.
Жизнь церковная строится на своем внутреннем основании, которое есть Иисус Христос (1 Кор. 3:11). Здесь нет места духовному шатания, греховному растлению, соблазну. Здесь место подвигам любви, подвигам чистоты, подвигам воздержания и благовествования.
Ты вступаешь в управление епархией в особое время духовного обновления нашего общества, всеочищающего покаяния, возвращение к вере отцов, истории Родины, к ее многовековой культуре. Многие, увлекаясь общими движениями, не принимают во всей глубине благовестия Христова, довольствуются красивыми фразами, внешней атрибутикой, приспосабливают святыню к суете повседневной жизни. Не потакай таковым, будь верен учению Божию до последней йоты и черты закона (Мф. 5:18). В этом наша сила, сила Церкви Христовой – в верности, убежденности, в непоколебимости. Не ищи славы от людей, но славы от Единого Бога (Ин. 5,44).
Будь пастырем добрым, всегда готовым положить жизнь свою за овец (Ин. 10:11). Утверждайся в этих мыслях, достойно готовься к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова (Еф. 4:12).
Будь доступен людям, терпелив к немощам подчиненных тебе служителей Божиих. Не спеши проявлять свою власть, наказывать, запрещать. Горячность в любом деле нежелательна, тем более, когда речь идет о спасении человека. Старайся вразумить, устыдить, смягчить сердца провинившихся, а искреннее раскаяние пусть встретит милующую и исправляющую любовь.
Да не смущается сердце твое, если благие замыслы не увенчаются сразу вожделенным успехом. Наша обязанность трудиться в меру данных нам сил, а успех нашей деятельности относить не к себе, а к благодати Божией. Я насадил, - говорит о себе святой апостол Павел, - Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий (1 Кор. 3:6-7).
По смирению своему ты исповедал вчера свою немощь и страх перед высотой нового служения.
Вступай на это поприще с упованием на помощь Божию, а призрак страха разгоняй силой Честнаго и Животворящего Креста Господня. Покров Владычицы Богородицы и молитвенное заступничество святых, в земле Костромской просиявших, да будут опорой и помощью в предстоящем тебе церковном подвиге.
Теперь прими жезл сей как внешний знак твоего служения, взойди на святительскую кафедру и преподай благословение людям Божиим, молящимся ныне с тобой и о тебе».