Епископ Талдыкорганский Нектарий возглавил богослужения первой седмицы Святой Четыредесятницы и недели Торжества Православия в храмах Костанайской епархии
Празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой «Знамение»
Воспитанники церковно-певческих школ Митрополичьего округа заняли призовые места во II Международной творческой олимпиаде в Москве
 Митрополит Александр совершил Литургию Преждеосвященных Даров, завершившую собой дни Святой Четыредесятницы
В музей Православной Церкви Казахстана переданы рукописи священноисповедника Николая (Могилевского), митрополита Алма-Атинского и Казахстанского

22 сентября 2023 года. Церковно-исторический музей Православной Церкви Казахстана, созданный по инициативе и благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра в 2015 году, продолжает пополняться ценными экспонатами.

Архиепископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий передал митрополиту Александру дневники священноисповедника Николая (Могилевского), митрополита Алма-Атинского и Казахстанского. Документы собрала и сохранила церковный историк и краевед, руководитель отдела церковной истории и канонизации святых Пермской митрополии монахиня Сергия (Королёва).

Заметки, написанные рукой святителя и исповедника, датируются 1952 – 1955 годами. Митрополит Николай вел дневниковые записи на протяжении десяти лет, периодически излагая на бумагу свои впечатления, мысли и чувства. В дневниках представлены краткие рассуждения о вопросах духовной жизни, размышления над евангельскими текстами и житиями святых; иерарх делится эмоциями от участия в богослужениях и общения с верующим народом. Перед читателем дневников открывается драгоценная летопись жизни святого архипастыря и атмосфера церковной жизни в Казахстане в первое десятилетие после окончания Великой Отечественной войны.

Глава Митрополичьего округа провел встречу с монахиней Сергией (Королевой), в ходе которой обсуждалось создание в Алма-Ате мемориального дома священноисповедника митрополита Николая (Могилевского) и мемориального кабинета старца-святителя митрополита Иосифа (Чернова).

Публикуем несколько фрагментов из дневников священноисповедника:

1952 год.
Январь.
7. Воскресение. Служба вечера прошла торжественно. За Литургией благовествовал о. Благочинный и я. Я – о том, как возвеличена река Иордан ради крещения в ней Господа нашего Иисуса Христа. «Днесь вод освящается естество...» Освящено оно: крещением, гласом Отца и Святым Духом. Установление таинства Крещения. Что дает крещение? Видение Святителем Нонном голубицы.... Пелагия блудница – ее крещение. Мы подобны сей сперва черной голубке и потом чистой. Мы святы... «Елицы во Христа крестистеся...» А теперь? Обет «сочетаваюсь» мы забыли... «Отрицаюсь» относим ко Христу. «Мы лишаемся спасения»... Что же нужно? Слова и призыв «покайтеся»... Что дает покаяние?.. «Измыйтеся и чисти будете»... Слезы смывают греховность... Примеры: блудницы и др. Христос снимет одежду – лохмотья греховные, и, как блудного сына оденет во одежду чистоты. Исповедуйтесь, кайтесь, плачьте ...и спасены будете.

Февраль. Великий пост.
25-е . НЕДЕЛЯ ПРАВОСЛАВИЯ.

За Литургией слово о. Архимандрита Исаакия: история Православия. Он же объявил верующим, что «Чин Православия» будет совершен не после Литургии, а после вечерни. «Щабаздоровье «Старца», т.е. Меня убогаго.

Согласно объявления – этот чин совершен вечером, но к глубокому огорчению МОЕМУ и большинства богомольцев бледно, не оставив и не создав нужнаго торжественнаго настроения. Это была неудачная «проба» – да не повторится сия ошибка, о которой пишу сейчас – Н И К О – Г Д А !.. Повинен есмь всецело: не советники виню, а себя всецело...

За Литургией молящихся храм не вмещал: все ждали совершения этого чина. Когда Литургия кончалась народ массами входил – очевидно для участия в торжестве «Православия»... и – о печальное разочарование! Вечером народа было немного, как в обычный воскресный вечер. Храм не был освящен – как в будни. Чтение протодьякона не удовлетворило молящихся: спешное, невыразительное. Чтение Символа веры – слабое. На будущее время сей чин да совершается точию после Литургии – се мой ЗАВЕТ!

Символ веры после произнесения Протодиаконом с амвона «Веруем» – пусть поет вся церковь – это создаст торжественный момент в сердцах молящихся.

Грущу, что так вышло!

Даже величественное пение «Тебе Бога хвалим» не покрыло бледности всей Службы.

Да простит мне Господь мою непредусмотрительность! А правильность совершения сего чина на будущее время после Литургии, согласно моего желания – искупит мою вину. Аминь.

Март.
31. Вербное Воскресение. Народу было так много за всенощной, как никогда. Очень пожалел, что не устроили 2-й ранней Литургии. За Литургией было еще больше народа. На дворе еще больше. Погода прекрасная – летняя. Ego: не выдержал и слово сказал: почему вход в Иерусалим именуется «Торжественный»? Почему плакал Иисус Христос? Его плач и о нас, грешных.

Вечер. С трудом, но Чертог Твой пропел.

За Литургией вручил прот. Марку Сидневу патриаршую грамоту с кратким приветствием. Службы прошли весьма торжественно. Слава Богу!

Апрель.
ПАСХА КРАСНАЯ.

7. Апреля.

Служба вся прошла весьма торжественно и величественно. Народа было вельми много, но дождь помешал со второй половины службы. Прочее все прекрасно. Литургий было отслужено три. Все кончено в 3 ч. 30 м.

Слава воскресшему ГОСПОДУ!

17. Вторник – Радоница. Погода была очень дождливая; молились в храме. Хотя и на кладбище были службы. Желая дать возможность помолиться над могилками родных, мы объявили, что в субботу пойдем служить на кладбище; погода была хорошая, народа было очень много. И я служил там. Слава Богу!

Ноябрь-Декабрь.
27. Среда. Служил обедню.

С этого числа и до (23 дек) т.е. по 10 [дек. ст. ст.] не был в храме по болезни.

Во дни 4 и 6-го (престольные дни) Службы совершались в моей квартире ради постельного режима. В день 6-го облачился и часть Литургии сам провел. Молю Господа да дарует мне силы к послужению в храме на день Святого Рождества Христова. Сие буди!

19. Четверг. Новый Гражданский (1953-й) год.

Обычная в среду вечерня; утреня с чтением Акафиста Св. Николаю. После 1-го часа Новогодний молебен, возглавляемый мною, при участии певчих правого хора.

Пред началом молебна слово о. Архимандрита Исаакаия; в нем он передал содержание прошений на ектениях этого молебна с некоторыми пояснениями. По окончании молебна – «Тебе Бога хвалим»... И мое краткое поздравление с пожеланием, как говорят: «С новым счастьем»...Что есть счастие земное? Ни богатство, ни здоровье, ни семейное благополучие и тому под. не составляют «Счастия», ибо они временны. Истинно счастливыми (по земному) можно назвать, как и Господь называет: «Блаженны нищие...» и т. д. Сего счастия и я желаю для Нового года.

1953 год.
Февраль.
Первая неделя Св. Великого поста прошла прекрасно. Говеющих было чрезвычайно много. Я служил в среду Литургию Преждеосвященных даров. Прочие Литургии возглавлял о. Архимандрит.

9. 1-я неделя. Воскресение. Я служил Божественную Литургию, после которой был совершен Чин Православия. Т. к. у нас не имеется протодиакона (баса) его роль исполнил протоиерей о. Даниил Шевченко.

Прекрасно, отчетливо, громко, с настроением исполнил о. Даниил ему порученное (во многом лучше бывшего у нас протодиакона Попенко).

Слава Богу: первая неделя и лично для меня прошла хорошо! Я боялся за свои слабыя силы. Правда за службами я много сидел в Варваринском приделе.

Апрель.
13. Воскресение. Неделя о расслабленном. 38 лет лежал расслабленный с верой в исцеление. Эта вера приблизила к нему Христа и дала ему здоровье.

Болезни в человечестве – плоды греха. Болезнь не нормальное явление в человеке – почему он старается ее избавиться путем лечения: вера с молитвой и лечение врачами. Христос исцелял одних – словом: «Вера твоя спасе тя», других – лечебными приемами: «...сотвори брение и помаза»... «иди умойся в купели Силоамской» и др. подобные случаи. Отсюда: лечение у врачей не противно нашей вере. В ветхом завете и лечение, и врачевства признавали – читай «Премудрости Соломона». Нельзя лечиться у знахарей, у бабок – почему? Господь дал целебную силу растениям, коими мы лечимся, а врачам – мудрость и понимание врачебного искусства. Вникните в сие и не пренебрегайте лечением. Соединяйте веру с молитвой и веру во врачевание.

Вечером Акафист Воскресению Христову (М. Сергия). Пока я благословлял (сидя) о. Димитрий беседовал. А далее и я немного: «больные не должны говорить «я одинок, я оставлен»... Христос Спаситель, оставленный всеми, говорил «Я не один, со Мною отец мой Небесный»... И мы такожде [должны] мыслить в болезни и несчастье. Пример инока, пролежавшего 30 лет в болезни. Вывод отсюда: если у нас есть вера, мы не будем оставлены Господом. «Дерзайте! Не бойтесь: Я с вами»!.. Приятно быть со Христом в болезни и горе. Аминь.

Май.
23. Пятница. Это 9-я «Пятница». Служил Литургию в Талгаре, где особенно чтится сей день 9-й «Пятницы». Со мною служили 4 священника и 3 диакона. Ego: Св. муч. Параскева любила крест Господень и мы должны ей подражать в этом.

О значении креста в общем, о нательном кресте и неснимании его с груди.

Народа было весьма много. Накануне был всюду проливной дождь. На время Богослужения Литургии погода была хорошая, а к вечеру снова дождь.

Октябрь.
26. Воскресение. Служил обедню.

Кратко об исцелении жены кровоточивыя. Своею верою она вызвала целит. благодать у Господа. И вообще из Евангелия видим: где была вера – там и чудесная помощь от Господа. Подобное сему и мы видим при прикосновении ко Свв. Иконам Господа и Его Матери Пречистой. Много имеется чудотворных икон. Многие к ним прикасаются (целуют). Но не все получают милость Господню, ибо не все приступают с нужной верою. Приступайте, верующие, к образу Спасителя, Божией Матери или Кресту только с верою. Несите ваши скорби Господу у Его Св. Креста: Он будет и для Вас Симоном Киринейским, и поможет Вам донести свой жизненный крест до своей Голгофы жизненной и чрез то войти во Славу Божию, якоже и Он вошел во Славу Отца Своего чрез крест и Голгофу.

Вечер: Акаф. Преп. Иову Почаевскому. Ego благословлял; а о. Владимир по Дм. Ростовскому читал повесть о cедми Еффеских отроках. Народа было достаточно.

1954 год.
Май.
4-я Неделя о расслабленном.

Литургию служил у себя в Никольском соборе. Ego: происхождение болезней в мире (род человеческий). Падение Адама – грех – болезнь.

Лечение болезней есть естественное желание возвратиться в дарованное Богом состояние здоровья – «вся добра бысть зело...» Два способа Лечения показал нам Господь наш Иисус Христос: словом – «се здрав, иди и не согрешай» и др. под. выражения. 2-й способ – чрез физические воздействия: помаза очи слепому брением. И мы имеем эти 2 способа: вера, молитва, прикосновение к Святыням, мощам и под.. 2-е лечение чрез Богом установленных врачей – лекарствам дана целебная сила от Господа – архиепископ Лука, епископ Тихон и др. Лечиться не грех; надо избегать «бабок» и «знахарей».

17. Неделя о слепом. Служил у себя. «Кто согреши, сей ли...» Не надо дурно судить о долгонедугующих, будто их болезни – суть следствие их греховности, и посему иметь к ним не христианские чувства. Часто Господь посылает болезни во спасение души, а мы ими пользуемся себе во осуждение. И над таковыми совершаются «дела Божии».

Новости казахстанского митрополичего округа