В субботу по Рождестве Христовом Глава Православной Церкви Казахстана совершил Литургию в Христорождественском соборе Алма-Аты
- 09.01.2021, 13:03
- Богослужения
9 января 2021 года – суббота по Рождестве Христовом и день памяти апостола, первомученика и архидиакона Стефана.
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную Литургию в Троицкой церкви храма Христа Спасителя – Христорождественском соборе города Алма-Аты.
Храм Христа Спасителя в праздник Рождества Христова отмечает престольное торжество.
Главе Православной Церкви Казахстана благочинный храмов Алма-Аты, настоятель Никольского собора протоиерей Валерий Захаров; ключарь храма протоиерей Александр Гайченя; руководители епархиальных отделов и комиссий в священном сане; проректора Алма-Атинской православной духовной семинарии; настоятели, ключари и клирики алма-атинских храмов.
Для молитвенного утешения верующих на богослужение в храм была доставлена копия ковчега с Дарами волхвов, принесенная в Алма-Ату из афонского монастыря святого Павла.
Песнопения исполнил хор храма Христа Спасителя под управлением С. Шкуриной.
На сугубой ектении звучали прошения о единстве Святого Православия и сохранении Церкви Христовой от разделений и расколов; возглашалось особое прошение о спасении страны от морового поветрия. Митрополит Александр прочитал молитву об избавлении народа от моровой язвы.
По запричастном стихе секретарь комиссии Митрополичьего округа по канонизации святых иеромонах Иаков (Воронцов) огласил Рождественское послание митрополита Астанайского и Казахстанского Александра.
Богослужение завершилось славлением Рождеству Христову и архидиакону Стефану.
Митрополит Александр обратился к собравшимся со словами поздравлений и проповедью.
«Сегодня мы обращаем свои взоры в то далекое от нас время, когда Единородный Сын Божий явился в мир, родившись от Пречистой Девы Марии, и изменил своим явлением всю историю человеческого рода. «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12), – слышим мы слова о Богочеловеке Христе в одной из самых первых апостольских проповедей. Рождество Христово потому именуется отцами и учителями Церкви величайшим и ключевым моментом истории, потому что кроме Самого Бога никто не смог бы исправить поврежденную грехом человеческую природу, избавить людей от смерти, открыть врата вечной и блаженной жизни. Спасти человека не мог никто – ни лучший из людей, «ни ходатай, ни ангел». «Никто иной, кроме Самого Спасителя, в начале сотворившего вселенную из ничего, не мог даровать нашему тленному естеству нетление, – учит нас святитель Афанасий Великий, – никто, кроме Господа нашего Иисуса Христа, Который есть истинная Жизнь, не мог наше смертное естество возвести к бессмертию».
В Евангелии мы читаем, как великое чудо Рождества Христова славило всё мироздание: ангелы восторженно восклицали: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:14), небеса блистали чудесной звездой, которая «остановилась над местом, где был Младенец» (Мф. 2:9), «и земля, – как поется в праздничном кондаке, – вертеп Неприступному приносит», ожидавшие спасения люди встретили Господа в образе Младенца, «славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели» (Лк. 2:20). «Итак, приидите, поклонимся вместе с волхвами, – призывает нас святитель Василий Великий, – воздадим славу вместе с пастырями и будем ликовать вместе с ангелами, «ибо ныне родился вам Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:11)». А другой отец Церкви, святитель Григорий Неокесарийский говорит нам о дарах, явленных в Рождестве Христовом: «Рай открыт разбойнику, проклятия превращены в благословения, все грехи упразднились, лукавство изгнано, истина пришла, посеяны чистые нравы, добродетель пересажена на земле, ангелы вошли в общение с людьми, и люди получили дерзновение говорить с ангелами. Зачем и по какой причине это совершилось? Потому что Бог пришел в мир и потому что люди вознесены на небо». В праздничных песнопениях в эти дни будет многократно повторяться призыв совершить духовное путешествие в Вифлеем вместе с волхвами, чтобы увидеть в яслях новорожденного Богомладенца. «Придем мы все туда, где рождается Христос, – обращается к нам преподобный Роман Сладкопевец, – имея в уме своем звезду веры, и принесем достойные Ему дары – лучшие из добродетелей». По общему мнению святых отцов, наши дары Рожденному Богу – это благие дела, а еще точнее, изменение всего образа нашей жизни в соответствии с высоким званием христианина». Из проповеди митрополита Александра.